Страница обновлена 09.12.2020

Школьная служба примирения

Руководитель школьной службы примиренияТамара Николаевна Антонова, педагог-психолог

Помощники:

Социальный педагог Анна Александровна Берегова-Морозова

Социальный педагог Алина Олеговна Ерофеева

Волонтеры:

Таламанова Ксения и Самсонова Татьяна

 

Школьная служба примирения (ШСП)

Наш девиз: Понять, принять, помочь

Для организации полноценного и качественного образовательного процесса крайне важно иметь позитивный и комфортный психологический настрой в наших школах. Актуальным остаётся вопрос создания бесконфликтной образовательной среды, позитивной мотивации школьников, уважительного отношения друг к другу всех участников образовательного процесса и, безусловно, своевременное решение возникающих проблем. Поэтому для нас крайне важной является работа структур из числа педагогов и самих ребят, способствующих созданию гармоничных условий. Таким инструментом стали школьные службы примирения.

Вы можете обратиться в Школьную службу примирения (кабинет психолога) к Тамаре Николаевне Антоновой.

ШСП – служба, где помогают разрешить конфликты и трудные ситуации ученики, психолог; где помогают восстановить отношения между сторонами и занимаются профилактикой конфликтов, правонарушений.

Программа примирения добровольна. Встреча нарушителя (обидчика) и пострадавшего (жертвы) организуется ведущим для обсуждения вопросов по выходу из сложившейся ситуации и составления примирительного договора. Такая программа может состояться тогда, когда обе стороны согласны встретиться.

 

ШСП поможет тебе:

  • Научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми;
  • Научит тебя убеждать других словами, а не силой;
  • Ты начнешь лучше понимать сверстников, взрослых и учителей;
  • Научит самоорганизации, стать более ответственным и культурным;
  • Ты получишь уникальный навык медиатора и опыт миротворческой деятельности.

Обращайся в школьную службу примирения, и тебе обязательно помогут!

Залог эффективной работы школьной службы примирения — добровольное участие в этой программе учеников и преподавателей. Конфликты не разбираются только педагогическим составом, администрацией и родительским комитетом. Учащиеся принимают активное участие в деятельности школьной службы примирения, поддерживают одноклассников и помогают разрешать возможные разногласия. Ключевое слово здесь «добровольно», т. е. при этом дети сами осознают важность дела, которым они занимаются, проявляют заинтересованность в том, чтобы в их классах была хорошая, благоприятная обстановка. В результате улучшается адаптация в коллективе новичков, устанавливаются доверительные отношения между учениками и педагогами, снижается риск подростковой преступности и насилия.

Создание школьной службы примирения повышает эффективность работы всего преподавательского состава. А главное, самого директора, который не только своевременно получает сигналы о возникновении конфликтных ситуаций, но и может получить наиболее полную информацию о сути конфликта. Родители, в свою очередь, знают: если в школе действует эта программа, то их ребенок может рассчитывать на помощь и поддержку не только со стороны семьи.

Еще один важный аспект работы школьных служб примирения: если конфликт уже произошел или правонарушение совершено, в центре внимания оказывается не только жертва, но и зачинщик. Но вместо порицания и осуждения виновник получает помощь, его тоже хотят понять и выслушать. Цель заключается не в том, чтобы рассказать лицу, начавшему конфликт, что он плохой и неправильный. Напротив, его точка зрения не менее интересна, его тоже попытаются выслушать, понять и разобраться в причинах совершенного проступка.

Основные принципы деятельности служб примирения таковы:

  • Добровольность участия. В решение конфликтов нельзя затягивать никого силой, участники должны быть заинтересованы в восстановлении доброжелательных отношений.
  • Нейтральность арбитра, разрешающего спор. Этим лицом чаще всего выступает преподаватель, важно его умение беспристрастно выслушать каждого ученика.
  • Информированность всех сторон. Учащиеся имеют право на получение исчерпывающих сведений о том, кто и как может помочь им, каковы условия участия в программе примирения.
  • Конфиденциальность. Этот пункт становится особенно важным, если речь идет о совершенном правонарушении. Пострадавший должен быть уверен в том, что вся личная информация не станет известна посторонним.
  • Ответственность сторон. Ведущий — лицо, которое помогает разрешить конфликт, — следит за безопасностью и комфортом всех участников. Вторые, в свою очередь, ответственны за результативность процесса.

Как работает школьная служба примирения

Принципы создания и функционирования школьных служб примирения были сформулированы в таких документах и программах:

  • «Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях».
  • «Методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций».

Структура службы примирения довольно проста. В нее входят один или несколько руководителей: Т.Н. Антонова, Е.Н.Ерофеева и школьники-волонтеры, которые отбираются из старших классов, поскольку имеют авторитет в глазах младших и при этом способны лучше понимать их проблемы и трудности. В нашей школе это:  Пантелеева А. 8 Б, Бакаляева К. 9А, Сагинова А. 9А, Горушкина В. 9А, Смирнова А. 9Б.

Одна из самых популярных на данный момент книг, по которой можно узнать все аспекты деятельности ШСП, — практическое руководство Антона Коновалова «Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений». Автор является создателем самой концепции служб, делится с преподавателями теорией и помогает спланировать работу.

Одно из ключевых понятий школьной службы примирения — медиация. Это процесс, в котором беспристрастное лицо (медиатор) помогает сторонам урегулировать конфликт. Сначала происходит встреча и беседа с каждой из сторон отдельно, затем они встречаются и под руководством преподавателя обсуждают ситуацию и приходят к консенсусу. Если речь идет о совершенном серьезном правонарушении, готовность сторон примириться с помощью службы может быть учтена в судебном разбирательстве.

 

Служба примирения использует широкий спектр восстановительных программ

  • «Круг ответственности» —  первичная профилактика, когда явного конфликта нет, но есть риск его возникновения  в дальнейшем (например, при слиянии двух классов в один, с родителями   первоклассников,   с детьми и их родителями при переходе в среднюю школу и так далее, либо когда школьниками и/или родителями класса существует напряженность.
  • «Программа примирения» — урегулирование конфликтов между школьниками (учащимися).
  • «Восстановительная медиация» — урегулирование конфликтов между педагогами и родителями, а также учащимися и педагогами.
  • «Круг сообщества» — урегулирование групповых конфликтов в классе или внутри группы родителей класса через обращение к нравственным ценностям, достижение договоренности и взаимной ответственности.  
  • «Семейный совет» — согласование позиций и интересов детей, родителей и педагогов по отношению к образовательному процессу, большей включенности родителей и ответственному поведению детей — обычно с привлечением специалистов территориальной службы примирения. 
  • «Программа по заглаживанию вреда» — вторичная профилактика  и работа с ситуациями драк, краж, порчи имущества и т. п. (в том числе по  делам, переданным в КДНиЗП и суда) — обычно с привлечением специалистов территориальной службы примирения. 
  • «Школьно-родительский совет» (в формате Круга) — сложные многосторонние конфликты между всеми участниками образовательного процесса (когда в конфликт так или иначе включены дети, родители, педагоги, администрация, органы управления образованием, СМИ и так далее) — с привлечением специалистов территориальной службы примирения. 
  • Восстановительный подход к управлению дисциплиной в классе — для педагогов и классных руководителей.
  • Восстановительный подход к управлению и развитию образовательной организации  для администрации и управленческо-педагогической команды ОО — с привлечением специалистов территориальной службы примирения.

Также служба примирения проводит  тренинги и занятия с учащимися направленные  на обучение  конструктивным способам общения, способности принимать согласованные решения и сотрудничать на основе принципов восстановительного подхода — прежде всего через опыт решения реальных конфликтных ситуаций.

Всероссийское совещание школьных служб примирения и медиации

(г. Москва, 24 сентября 2020 г.)

24 сентября 2020 года Министерством просвещения Российской Федерации совместно с ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» при поддержке ФГБУ «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина» (МГЮА) организовано и проведено Всероссийское совещание школьных служб примирения и медиации (далее – Совещание).

Совещание проведено в рамках выполнения пункта 8 Межведомственного плана комплексных мероприятий по реализации Концепции развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия  в  отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (далее – Концепция), до 2025 года, утверждённого протоколом заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – Правительственная комиссия) от 25 сентября 2019 г. № 23.

Актуальность проведения мероприятия была обусловлена необходимостью:

  • подведения итогов реализации Концепции за период с 2014 по 2020 годы;
  • обобщения опыта развития и обозначения лучших практик в области работы школьных служб медиации и примирения за период действия Концепции;
  • раскрытия потенциала медиации как значимого социального института, исполняющего важную воспитательную функцию, необходимого для снижения уровня конфликтности в российской школе, что важно для устойчивого развития страны в условиях глобализации и стремительного распространения информационных технологий;
  • системного развития научно-исследовательской работы в сфере медиативных и  восстановительных  технологий   как   междисциплинарной   области   практики  и исследований проблематики конфликта в школе;
  • придания нового импульса развития медиативной практики, технологий медиации и примирения как высокоэффективных инструментов предупреждения и урегулирования споров, а также формирования безопасной среды в образовательном пространстве;
  • планирования работы по развитию школьный служб медиации и примирения на текущий период.

В Совещании приняло участие 466 человек из 85 субъектов Российской Федерации. Среди них: представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, представители научного и экспертного сообщества, сотрудники образовательных организаций и практикующие медиаторы.

Основными формами работы Совещания были пленарное заседание и пять тематических круглых столов, посвящённых ключевым направлениям развития служб школьной медиации и школьных служб примирения, а именно:

  • «Проблема эффективности подготовки профессионального школьного медиатора: современное состояние, перспективы» (круглый стол № 1);
  • «Медиация и примирение: практики применения в образовательных организациях» (круглый стол № 2);
  • «Службы школьной медиации как форма институционализации современного гражданского общества» (круглый стол № 3);
  • «Роль школьных служб примирения и медиации в процессах управления, профилактической работы и воспитания обучающихся в образовательных организациях» (круглый стол № 4);
  • «Реализация восстановительных программ в образовательных организациях как элемент профилактики криминализации подростковой    среды»  (круглый стол № 5);

Участникам Совещания была представлена возможность ознакомиться  с опытом  работы  по  интеграции  медиативных  и  восстановительных  технологий в образовательное пространство, представленным представителями Алтайского края, Воронежской, Иркутской, Липецкой, Московской и Омской областей.

Участники мероприятия отмечают большое значение открытости в деятельности по защите прав и интересов детей, а также необходимость обеспечения подконтрольности этой деятельности институтам гражданского общества.

По мнению участников Совещания медиация и восстановительные технологии уже вносят ощутимый вклад в снижение общего количества и остроты конфликтов, в которые вовлекаются дети, количества и тяжести правонарушений,   в том числе повторных, и их последствий для других лиц и общества в целом, уменьшение асоциальных проявлений среди детей и подростков.

Участники отмечают также, что приоритет применения медиативных и восстановительных технологий в образовательной среде как наиболее эффективного и востребованного инструмента разрешения  конфликтов и профилактики правонарушений в образовательной среде был заложен еще Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы. Появившаяся на её основе  Концепция развития до 2017  года  сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в  отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, стала основополагающим и крайне своевременным документом, позволившим начать формирование в нашей стране уникальной системы профилактики правонарушений.

Вопреки наличию правовых пробелов и неурегулированности отношений, связанных  с осуществлением медиативной деятельности в образовательной среде,   а также благодаря слаженному межведомственному взаимодействию ключевых министерств и ведомств, вовлечённых в её реализацию, в рамках осуществления Концепции удалось достичь значительных успехов. Это стало одной из основных причин пролонгации её действия до 2020 года. Новизна и нестандартность метода по предотвращению конфликтных ситуаций нашли отклик и в родительском сообществе, что проявилось в виде повышения вовлечённости данной категории участников образовательных отношений в работу служб медиации и примирения.

Особый акцент участниками мероприятия был сделан на проявлении огромного интереса обучающихся к медиации как инновационной технологии безопасного пространства в образовательной среде, а также на неуклонном росте числа волонтёров служб медиации и примирения.

Резолюция

Отмечая позитивный характер опыта интеграции медиативных и восстановительных технологий в сфере школьного образования, участники Совещания предлагают.

  1. Министерству просвещения Российской Федерации:
  • организовать в 2021 году проведение Всероссийского конкурса на лучший реализованный проект практической деятельности школьных служб медиации и примирения;
  • организовать проведение тематической просветительской смены на площадках Всероссийских детских центров для юных медиаторов-волонтёров, имеющих достижения в успешности, конкурентоспособности своих знаний и компетентности в различных областях знаний;
  • создать экспертный совет при Департаменте государственной политики в сфере защиты прав детей по развитию служб медиации и примирения в образовательных организациях.
  • обеспечить разработку перечня организаций, осуществляющих подготовку и переподготовку специалистов в области медиации и восстановительных технологий для системы образования и размещение соответствующей информации на сайте ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей».
  1. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
  • актуализировать требования к результатам освоения программ бакалавриата федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, включённым в укрупнённые группы специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки» в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в области медиации (медиатор)»;
  • разработать единую специальную комплексную типовую дополнительную профессиональную программу повышения квалификации по подготовке специалистов в области медиации и восстановительных технологий для системы образования, включающую в обязательном порядке как медиативные, так и восстановительные технологии;
  1. Минюсту России при подготовке проектов нормативных правовых актов учесть необходимость закрепления на законодательном уровне понятий «медиативный и восстановительный подходы» с описанием данной деятельности, а также возможностью использования данных методов при разрешении конфликтных ситуаций в образовательных организациях.
  1. Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка при разработке Концепции единого информационного ресурса защиты прав детей, направленного на правовое информирование и просвещение несовершеннолетних и их родителей, в том числе по вопросам применения процедур медиации, учесть возможность проведения онлайн мероприятий для доступности всех заинтересованных лиц, включая несовершеннолетних, юных волонтёров-медиаторов, в том числе из труднодоступных районов, отдалённых школ, служб школьной медиации и примирения с дефицитом профессиональных кадров.
  1. ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»:
  • в сборнике материалов по итогам проведения I Всероссийского совещания школьных служб медиации и примирения отразить все данные о практическом опыте в области применения медиативных и восстановительных технологий, а также апробации элементов восстановительного правосудия;
  • актуализировать форму мониторинга деятельности служб школьной медиации в субъектах Российской Федерации для подготовки и направления в субъекты Российской Федерации сводного информационно-аналитического доклада.
  1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
  • предусмотреть меры дополнительной поддержки специалистов служб медиации и примирения образовательных организаций;
  • довести до сведения руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций информацию о необходимости повышения квалификации специалистов в области медиативных и восстановительных технологий.