Образование детей с ОВЗ и инвалидностью
Нормативные документы по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
В МОУ СШ № 7 созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
- школа реализует адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
- по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
- вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
- в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог и медицинский работник;
- для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
- для эффективного включения детей-инвалидов в образовательный процесс все педагоги прошли курсы повышения квалификации по вопросам организации обучения детей с ОВЗ.
- имеются специальные учебники для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Информация о реализуемых АООП для обучающихся с ОВЗ
Категории детей |
Формат обучения |
Имеющиеся условия |
АООП НОО, ФГОС 4.1 |
Инклюзивно |
Психолого-педагогическое сопровождение: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, советник по воспитанию.
Создание архитектурной доступности.
Имеются специальные учебники. |
АООП НОО, ФГОС 5.1 |
Инклюзивно |
|
АООП НОО, ФГОС 7.1 |
Инклюзивно |
|
АООП НОО, ФГОС 7.2 |
Инклюзивно |
|
АООП ООО, ФГОС 8.1 |
Инклюзивно |
|
АООП ООО, ФГОС |
Инклюзивно |
|
АООП ФГОС с УО вариант 1 |
Инклюзивно |
|
АООП ФГОС с УО вариант 2 |
Индивидуально на дому |
Организация образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования.
Выбор образовательной организации — право родителей (законных представителей).
Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания является заключение Центральной(Территориальной) психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Прохождение ПМПК и предоставление заключения в образовательную организацию является правом, а не обязанностью родителей (законных представителей). При предоставлении заключения ПМПК родителями (законными представителями) в образовательную организацию создание специальных условий обучения является обязательным.
К категории с ОВЗ относят детей с:
- нарушением опорно-двигательного аппарата;
- нарушением слуха – глухие, слабослышащие, позднооглохшие, имеющие слуховые импланты;
- нарушением зрения – слабовидящие или слепые;
- тяжелым нарушением речи;
- задержкой психического развития (ЗПР);
- расстройством аутистического спектра (РАС);
- тяжелыми и множественными нарушениями развития;
- интеллектуальными нарушениями.
Инклюзивное образование в школе призвано решать следующие задачи:
- Адаптировать учебную среду под общие и индивидуальные потребности детей;
- Обеспечить индивидуальный педагогический подход;
- Выстроить учебу с учетом особенностей детей, но не в ущерб другим детям;
- Объединить учебу в школе и социальную адаптацию;
- Оказывать психолого-педагогическую помощь семьям;
- Вовлечь родителей в обучение;
- Обеспечить взаимодействие ОО с родителями детей для решения общих задач;
- Повышать квалификацию учителей;
- Сформировать толерантное отношение учеников и общества в целом к людям с физиологическими и психологическими особенностями
Определение образовательной программы
При выводе специалистов ПМПК о наличии особенностей в развитии ребенку рекомендуется обучение по образовательной программе, учитывающей его трудности, по-другому – адаптированной.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего и основного общего образования обучающихся с ОВЗ – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Реализация АООП НОО и ООО может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях (ФЗ-273 ст. 79 п. 2.4.)
Варианты АООП. Краткая характеристика содержания обучения
На основе Стандарта возможно применение четырех вариантов программ обучения. Определение нужного варианта для детей учащихся происходит на основе рекомендаций ПМПК. Предусматривается переход от одного варианта к другому по мере развития ребенка.
1. Первый вариант образовательной программы свидетельствует о том, что ребенок обучается по общему для с детьми без ОВЗ учебному плану. Его особые образовательное потребности удовлетворяются в ходе внеурочной работы.
Первый вариант образовательной программы |
|
Получение образования |
Обучающийся с ОВЗ получает образование сопоставимое с образованием здоровых сверстников |
Программа обучения |
Основная образовательная программа с обязательным включением в ее структуру программы коррекционной работы. При необходимости создается индивидуальный учебный план (ИУП) |
Сроки освоения программы |
Те же, что и для обучающихся массовой школы |
Организация обучения |
Полностью включен в общий образовательный поток на всех уровнях образования |
Организация образовательной среды и рабочего места |
В случае необходимости, с учетом специфических ограничений здоровья обучающихся в том числе с использованием информационных технологий и специального оборудования |
Прохождение аттестации |
ГИА (ЕГЭ) – в формах по выбору обучающихся при создании специальных условий (конкретизируются для каждой категории детей с ОВЗ) |
Создание специальных условий |
Обязательная систематическая специальная помощь |
Документы об образовании |
Выдаются те же, что и обучающимся массовых школ без ограничений здоровья |
2. Второй вариант образовательной программы свидетельствует о том, что уровень сложности образовательной программы ниже, в учебный план включены курсы коррекционно-развивающей области. Наряду с академическими достижениями внимание обращено и к формированию сферы жизненной компетенции.
Второй вариант образовательной программы |
|
Получение образования |
Обучающийся с ОВЗ получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием здоровых сверстников |
Программа обучения |
1. Адаптированная образовательная программа (при инклюзивном обучении), которая при необходимости индивидуализируется. Возможно создание нескольких учебных планов или индивидуального учебного плана (ИУП) 2. Адаптированная образовательная программа (при обучении в отдельных организациях) |
Сроки освоения программы |
Более пролонгированные сроки и определяются Стандартом для каждой категории обучающихся |
Организация обучения |
Как совместно со здоровыми сверстниками, так и в отдельных классах и организациях |
Организация образовательной среды и рабочего места |
В соответствии с особенностями ограничений здоровья и особыми образовательными потребностями, в том числе с использованием информационных технологий и специального оборудования |
Прохождение аттестации |
ГИА (ЕГЭ) – в формах по выбору обучающихся при создании специальных условий (конкретизируются для каждой категории детей с ОВЗ) |
Создание специальных условий |
Обязательно. Возможна реализация сетевой формы взаимодействия с использованием ресурсов, как образовательных, так и иных организаций |
Документы об образовании |
Выдаются те же, что и обучающимся массовых школ без ограничений здоровья |
3. Третий вариант образовательной программы означает, что у ребенка при ведущем нарушении (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра), имеется умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) в легкой степени выраженности. Академический компонент образовательной программы в этом случае не имеет первоочередного значения, особое внимание уделяется развитию сферы жизненной компетенции.
Третий вариант образовательной программы |
|
Получение образования |
Обучающийся с ОВЗ получает образование не сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья |
Программа обучения |
1. Адаптированная образовательная программа, которая при необходимости индивидуализируется. Возможно создание нескольких учебных планов или индивидуального учебного плана (ИУП) 2. Адаптированная образовательная программа (при обучении в отдельных организациях) |
Сроки освоения программы |
Более пролонгированные сроки и определяются Стандартом для каждой категории обучающихся |
Организация обучения |
Как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах и организациях |
Организация образовательной среды и рабочего места |
В соответствии со специфическими потребностями данной категории детей, особенностями ограничений здоровья, в том числе с использованием информационных технологий |
Прохождение аттестации |
В иных формах. Специальные условия аттестации конкретизируются применительно к каждой категории обучающихся с ОВЗ |
Создание специальных условий |
Обязательно. Возможна реализация сетевой формы взаимодействия с использованием ресурсов, как образовательных, так и иных организаций |
Документы об образовании |
Свидетельство об обучении |
4. Четвертый вариант образовательной программы означает, что основному нарушению сопутствует умственная отсталость в умеренной и более тяжелой форме. Ребенок обучается по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), содержание которой устанавливается исходя из актуальных возможностей.
Четвертый вариант образовательной программы (D) |
|
Получение образования |
Обучающийся с ОВЗ со сложными и множественными нарушениями развития |
Программа обучения |
Адаптированная образовательная программа, созданная на основе индивидуального учебного плана (ИУП). При значительном ограничении содержания «академического» компонента и максимальном углублении в область развития жизненной компетенции |
Сроки освоения программы |
Более пролонгированные сроки и определяются Стандартом для каждой категории обучающихся |
Организация обучения |
Как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах и организациях. Возможно обучение на дому и семейное образование. |
Организация образовательной среды и рабочего места |
Специальной организацией среды обучающихся является обязательной. Образовательное пространство и учебное место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка. |
Прохождение аттестации |
Аттестация не предусмотрена |
Создание специальных условий |
Обязательно. Возможна реализация сетевой формы взаимодействия с использованием ресурсов, как образовательных, так и иных организаций |
Документы об образовании |
Свидетельство об обучении |
Конкретизация образовательной программы
Варианты АООП конкретизируют условия получения образования для всех категорий обучающихся с ОВЗ (для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами).
Если у ребенка нет нарушений, а его ограниченные возможности здоровья обусловлены умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), он получает образование в соответствии с ФГОС УО (ИН). Рекомендованная программа шифруется как «Пр.1599, вар.1» — обучающиеся с легкой умственной отсталостью, «Пр.1599, вар.2» — СИПР (умеренная умственная отсталость и более тяжелые степени).
Во всех остальных случаях рекомендованная АООП шифруется обозначенным для нарушения кодом и указанием после точки варианта АООП.
Категория детей с ОВЗ |
Варианты программ ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО |
|||
|
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
Вариант 4 |
Глухие |
1.1 |
1.2 |
1.3 |
1.4 |
Слабослышащие |
2.1 |
2.2 |
2.3 |
— |
Слепые |
3.1 |
3.2 |
3.3 |
3.4 |
Слабовидящие |
4.1 |
4.2 |
4.3 |
— |
Тяжелые нарушения речи (ТНР) |
5.1 |
5.2 |
—
|
— |
Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА) |
6.1 |
6.2 |
6.3 |
6.4 |
Задержка психического развития (ЗПР) |
7.1 |
7.2 |
— |
— |
Расстройства аутистического спектра (РАС) |
8.1 |
8.2 |
8.3 |
8.4 |
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) УО (ИН) |
Пр. №1599, вар.1 Пр. №1599, вар.2 |
Варианты АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития:
Вариант 7.1. АООП НОО: предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 — 4 классы). Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи. В структуру АООП НОО обязательно включается Программа коррекционной работы, направленная на развитие социальных (жизненных) компетенций обучающегося и поддержку в освоении АООП НОО.
Вариант 7.2. АООП НОО: Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счет введения первого дополнительного класса. Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, которые включают использование адаптированной образовательной программы, специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии и формирование социальных (жизненных) компетенций.
ФГОС О УО (ИН)
Общая характеристика АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создается с учетом их особых образовательных потребностей.
Организация обеспечивает требуемые для этой категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.
Сроки реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 9 ―13 лет.
В реализации АООП может быть выделено два или три этапа:
I этап ― (дополнительный первый класс ― 1) 1-4 классы;
II этап ― 5-9 классы;
III этап ― 10-12 классы.
Характеристика вариантов АООП НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Пр. №1599, вар. 1: предполагает, что обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.
Организация должна обеспечить требуемые для этой категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.
На основе Стандарта создается АООП, которая при необходимости индивидуализируется (СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью.
Пр. №1599, вар. 2: предполагает, что обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.
Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 АООП, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
При реализации АООП в форме обучения ребенка на дому или семейного образования обязательным является расширение его жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах.
Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других).
Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить вариант 1 АООП, получает образование по варианту 2 АООП, на основе которой организация разрабатывает СИПР, учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося. В случае, если у обучающегося имеется готовность к освоению содержания варианта 1 АООП, то в СИПР могут быть включены отдельные темы, разделы, предметы данного варианта АООП.