Меню сайта
Страница РИП на сайте ГАУ ДПО "Институт развития образования"
Региональная инновационная программа распространения педагогических практик реализации субъектно-ориентированного типа педагогического процесса в условиях реализации ФГОС

 Цель распространения практики:

·Появление в муниципальных районах-участниках программы (Рыбинск, Тутаев, Углич) школ, способных организовать педагогический процесс, ориентированный на СОПП;

·Создание сети образовательных организаций, реализующих педагогические практики субъектно-ориентированного типа;

·Наличие апробированной и оформленной системы уровневого персонифицированного повышения квалификации педагогических работников, позволяющей формировать компетентности, необходимые для реализации в образовательной организации общего образования СОПП.

 

Задачи внедрения:

·Формирование у педагогов и управленческих команд компетентностей в реализации СОПП и создании в образовательной организации необходимых для этого организационно-педагогических условий. Задача решается средствами реализации персонифицированной ступенчатой системы повышения квалификации, включающей мотивационный этап, этап формирования базовых компетенций (ППК) и этап разработки педагогической системы.

· Апробация подходов и организационных форм уровневого персонифицированного повышения квалификации педагогических работников, позволяющей формировать компетентности, необходимые для реализации СОПП с оформлением соответствующего продукта. Данная задача решается посредством отработки и фиксации различных форм повышения квалификации, реализуемых в течение периода действия программы.

·Описание опыта и методический анализ практик реализации субъектно-ориентированных педагогического процесса и педагогической системы с оформлением соответствующих публикаций. Задача решается средствами фиксации и оформления опыта реализации практик субъектно-ориентированного типа педагогического процесса в ходе реализации программы.

·Организация сетевого сообщества коллективов ОО, развивающих образцы СОПП. Задача реализуется средствами дистанционных образовательных технологий, а также механизмов поддержки образовательных организаций опорными площадками.

 Этапы реализации программы

Процесс реализации программы можно разбить на следующие этапы:

1.   Мотивационный (март-октябрь 2017) – организация системы опорных площадок для распространения опыта, распространение информации в педагогическом сообществе, вовлечение новых участников, формирование у них персонифицированного заказа на дальнейшее продвижение в программе. Мониторинг начального состояния педагогической системы (ПС). Мотивационный этап базируется на принципах открытости, свободы самоопределения и выбора траектории развития.

Результаты мотивационного этапа:

·Наличие в муниципальных районах-участниках программы образовательных организаций, мотивированных к реализации педагогических практик субъектно-ориентированного типа ПП.

· Номинально сформирована сеть образовательных организаций на основе опорных площадок программы.

·Сформулирован заказ на персонифицированное повышение квалификации педагогических работников в ОО – участниках программы.

2.     Формирование базовых компетенций (октябрь – декабрь 2017) – повышение квалификации новых участников программы, формирование системы базовых знаний о развитии педагогической системы на основе технологического подхода, формирование целевых установок.

Результаты этапа:

·У работников образовательных организаций сформированы базовые компетентности, позволяющие реализовывать педагогические практики субъектно-ориентированного типа (в частности сопровождать ОШП – общешкольные проекты учащихся);

·Сеть образовательных организаций наполнена содержанием, определились рабочие контакты, установились связи.

3.     Разработка педагогической системы образовательной организации (январь – июнь 2018) – реализация на практике теоретических представлений вовлечённых коллективов о СОПП, педагогические коллективы реализуют намеченные – общешкольные проекты (ОШП) субъектно-ориентированного типа под руководством опорных площадок. Обеспечение необходимых материальных, организационных, методических и управленческих условий происходит при поддержке стажировки команд ОО. По окончании этапа проводится повторный мониторинг состояния педагогической системы.

Результаты этапа:

·Наличие команд образовательных организаций (педагогов и управленцев), готовых и способных выстраивать педагогическую систему субъектно-ориентированного типа;

·Сеть образовательных организаций стала неотъемлемым средством, востребованным деятельностью инновационных команд ОО.

·Апробированы подходы к организации стажировки педагогов и руководящего звена вовлеченных организаций для формирования у них командных компетенций в становлении педагогической системы субъектно-ориентированного типа. 

4.     Реализация СОПП в организации (сентябрь – ноябрь 2018), площадки самостоятельно реализуют СОПП. Реализация сопровождается экспертизой проектов в профессиональном сообществе, где ведущую роль играют опорные площадки программы и межмуниципальный обмен опытом. По завершении этапа проводится финальный (в рамках программы) мониторинг состояния педагогических систем ОО.

Результаты этапа:

·Наличие образовательных организаций, сформировавших педагогическую систему субъектно-ориентированного типа, наполненную новыми образцами практики, проэкспектированными в профессиональном сообществе.

·Взаимодействие профессионального сетевого сообщества изменилось структурно и содержательно под реальные практические запросы участников, дополнив собой систему повышения квалификации педагогов для формирования компетентностей СОПП.

5.     Разработка программы развития ОО (ноябрь-декабрь 2018) – с учётом данных мониторинга о реальном состоянии педагогической системы организации, видения целевых ориентиров и миссии организации разрабатывается программа её развития, акцентирующая базовый тип педагогического процесса и продвижение к становлению СОПП. Программа развития ОО оформляется в виде продукта и защищается в ходе итоговой конференции участников РИП.

Результаты этапа:

·Образовательные организации – участники РИП способны самостоятельно формировать свои педагогические системы, субъектно-ориентированного типа в частности, выстраивать в их в ключе программы развития своих ОО.

·Сетевое сообщество продолжает своё взаимодействие на принципах самоорганизации.

 План реализации Программы

Мероприятия*

Ожидаемый результат

Методические продукты и (или) педагогические практики, свидетельствующие о достижении результата

Сроки

Этап 1. Мотивационный

Муниципальные семинары на базе опорных площадок (6 семинаров)

Оформленное документально желание включиться в программу

Оформлено персонифицированное ТЗ на курсы ППК

Март – май 2017 г.

Мониторинг начального состояния ПС

Информированность ОО о состоянии педагогической системы на начальном этапе реализации программы, основания для коррекции заказа на ППК

Фиксация начального состояния ПС, коррекция заказа на ППК

Май 2017 г.

Этап 2. Формирование базовых компетенций

Курсы ПК

Компетентность в реализации СОПП на уровне ОО, наличие проекта разработки ПС ОО (продукт ППК)

Формирование команды ОО, проект траектории развития ПС, оформленный заказ на стажировку

Сентябрь – Декабрь 2017 г.

Образовательные экскурсии в опорные площадки

Ознакомление с образцами практик СОПП

Отчеты о посещенных мероприятиях, размещенные в сетевом сообществе

Сентябрь – Декабрь 2017 г.

Апробирование элементов СОПП в ОО – участниках проекта

Апробирован опыт элементов, проэкспертированы практики, получена обратная связь

Аналитические отчеты о реализации практик

Сентябрь – Декабрь 2017 г.

Этап 3. Разработка педагогической системы образовательной организации

Реализация педагогической практики СОПП в ОО

Отработана реальная практика ОШП с образцами деятельности субъектного уровня

Описание ОШП субъектно-ориентированного типа, наличие экспертных заключений от кураторов.

Январь – май 2018 г.

Стажировка под руководством опорных площадок

Январь – май 2018 г.

Мониторинг состояния ПС

Экспертиза практики посредством фиксации реального типа ПП (по уровню деятельности ученика в ОШП)

Результаты экспертизы, квалификация типа практики.

Май-июнь 2018 г.

Этап 4. Реализация СОПП в организации

Реализация СОПП в организации, экспертиза реализуемых практик

Наличие опыта самостоятельной реализации СОПП в организации.

Наличие описаний практик, реализованных самостоятельно, зафиксированные изменения образовательной среды и компетентности педагогов.

Сентябрь-ноябрь 2018 г.

Проведение вебинаров, сетевых консультаций

Поддержка реализации реализуемых практик

Коррекция реализуемых практик в сторону реализации СОПП

Сентябрь-ноябрь 2018 г.

Экспертиза реализуемых практик

Наличие обратной связи в сообществе, данные которой позволяют квалифицировать практику и развивать ее

Коррекция реализуемых и планируемых практик в сторону реализации СОПП

Сентябрь-ноябрь 2018 г.

Семинар «Система персонифицированного ПК, направленная на формирование у педагогов компетенций субъектно-ориентированного уровня»

Представление апробированной системы ПК вовне

Описание системы персонифицированного ПК (продукт программы)

Сентябрь-Октябрь 2018 г.

Финальный мониторинг состояния ПС

Фиксация прогресса, достигнутого в процессе реализации программы. Основания для разработки программы развития ОО

Результаты мониторинга, рекомендации на основе полученных результатов

Ноябрь 2018 г.

Этап 5. Разработка программы развития ОО

Защита программ развития ОО (конференция)

Экспертиза разработанных программ развития в профессиональном сообществе, коррекция разработанных программ

Оформленные программы развития ПС ОО

Рекомендации для развития ПС ОО на основе технологического подхода (итоговый продукт программы)

Ноябрь-декабрь 2018 г.

Итоговая конференция

 

Представлены продукты проекта, представлены программы развития ОО

Ноябрь-декабрь 2018 г.