Цель распространения практики:
·Появление в муниципальных районах-участниках программы (Рыбинск, Тутаев, Углич) школ, способных организовать педагогический процесс, ориентированный на СОПП;
·Создание сети образовательных организаций, реализующих педагогические практики субъектно-ориентированного типа;
·Наличие апробированной и оформленной системы уровневого персонифицированного повышения квалификации педагогических работников, позволяющей формировать компетентности, необходимые для реализации в образовательной организации общего образования СОПП.
Задачи внедрения:
·Формирование у педагогов и управленческих команд компетентностей в реализации СОПП и создании в образовательной организации необходимых для этого организационно-педагогических условий. Задача решается средствами реализации персонифицированной ступенчатой системы повышения квалификации, включающей мотивационный этап, этап формирования базовых компетенций (ППК) и этап разработки педагогической системы.
· Апробация подходов и организационных форм уровневого персонифицированного повышения квалификации педагогических работников, позволяющей формировать компетентности, необходимые для реализации СОПП с оформлением соответствующего продукта. Данная задача решается посредством отработки и фиксации различных форм повышения квалификации, реализуемых в течение периода действия программы.
·Описание опыта и методический анализ практик реализации субъектно-ориентированных педагогического процесса и педагогической системы с оформлением соответствующих публикаций. Задача решается средствами фиксации и оформления опыта реализации практик субъектно-ориентированного типа педагогического процесса в ходе реализации программы.
·Организация сетевого сообщества коллективов ОО, развивающих образцы СОПП. Задача реализуется средствами дистанционных образовательных технологий, а также механизмов поддержки образовательных организаций опорными площадками.
Этапы реализации программы
Процесс реализации программы можно разбить на следующие этапы:
1. Мотивационный (март-октябрь 2017) – организация системы опорных площадок для распространения опыта, распространение информации в педагогическом сообществе, вовлечение новых участников, формирование у них персонифицированного заказа на дальнейшее продвижение в программе. Мониторинг начального состояния педагогической системы (ПС). Мотивационный этап базируется на принципах открытости, свободы самоопределения и выбора траектории развития.
Результаты мотивационного этапа:
·Наличие в муниципальных районах-участниках программы образовательных организаций, мотивированных к реализации педагогических практик субъектно-ориентированного типа ПП.
· Номинально сформирована сеть образовательных организаций на основе опорных площадок программы.
·Сформулирован заказ на персонифицированное повышение квалификации педагогических работников в ОО – участниках программы.
2. Формирование базовых компетенций (октябрь – декабрь 2017) – повышение квалификации новых участников программы, формирование системы базовых знаний о развитии педагогической системы на основе технологического подхода, формирование целевых установок.
Результаты этапа:
·У работников образовательных организаций сформированы базовые компетентности, позволяющие реализовывать педагогические практики субъектно-ориентированного типа (в частности сопровождать ОШП – общешкольные проекты учащихся);
·Сеть образовательных организаций наполнена содержанием, определились рабочие контакты, установились связи.
3. Разработка педагогической системы образовательной организации (январь – июнь 2018) – реализация на практике теоретических представлений вовлечённых коллективов о СОПП, педагогические коллективы реализуют намеченные – общешкольные проекты (ОШП) субъектно-ориентированного типа под руководством опорных площадок. Обеспечение необходимых материальных, организационных, методических и управленческих условий происходит при поддержке стажировки команд ОО. По окончании этапа проводится повторный мониторинг состояния педагогической системы.
Результаты этапа:
·Наличие команд образовательных организаций (педагогов и управленцев), готовых и способных выстраивать педагогическую систему субъектно-ориентированного типа;
·Сеть образовательных организаций стала неотъемлемым средством, востребованным деятельностью инновационных команд ОО.
·Апробированы подходы к организации стажировки педагогов и руководящего звена вовлеченных организаций для формирования у них командных компетенций в становлении педагогической системы субъектно-ориентированного типа.
4. Реализация СОПП в организации (сентябрь – ноябрь 2018), площадки самостоятельно реализуют СОПП. Реализация сопровождается экспертизой проектов в профессиональном сообществе, где ведущую роль играют опорные площадки программы и межмуниципальный обмен опытом. По завершении этапа проводится финальный (в рамках программы) мониторинг состояния педагогических систем ОО.
Результаты этапа:
·Наличие образовательных организаций, сформировавших педагогическую систему субъектно-ориентированного типа, наполненную новыми образцами практики, проэкспектированными в профессиональном сообществе.
·Взаимодействие профессионального сетевого сообщества изменилось структурно и содержательно под реальные практические запросы участников, дополнив собой систему повышения квалификации педагогов для формирования компетентностей СОПП.
5. Разработка программы развития ОО (ноябрь-декабрь 2018) – с учётом данных мониторинга о реальном состоянии педагогической системы организации, видения целевых ориентиров и миссии организации разрабатывается программа её развития, акцентирующая базовый тип педагогического процесса и продвижение к становлению СОПП. Программа развития ОО оформляется в виде продукта и защищается в ходе итоговой конференции участников РИП.
Результаты этапа:
·Образовательные организации – участники РИП способны самостоятельно формировать свои педагогические системы, субъектно-ориентированного типа в частности, выстраивать в их в ключе программы развития своих ОО.
·Сетевое сообщество продолжает своё взаимодействие на принципах самоорганизации.
План реализации Программы
Мероприятия* |
Ожидаемый результат |
Методические продукты и (или) педагогические практики, свидетельствующие о достижении результата |
Сроки |
Этап 1. Мотивационный |
|||
Муниципальные семинары на базе опорных площадок (6 семинаров) |
Оформленное документально желание включиться в программу |
Оформлено персонифицированное ТЗ на курсы ППК |
Март – май 2017 г. |
Мониторинг начального состояния ПС |
Информированность ОО о состоянии педагогической системы на начальном этапе реализации программы, основания для коррекции заказа на ППК |
Фиксация начального состояния ПС, коррекция заказа на ППК |
Май 2017 г. |
Этап 2. Формирование базовых компетенций |
|||
Курсы ПК |
Компетентность в реализации СОПП на уровне ОО, наличие проекта разработки ПС ОО (продукт ППК) |
Формирование команды ОО, проект траектории развития ПС, оформленный заказ на стажировку |
Сентябрь – Декабрь 2017 г. |
Образовательные экскурсии в опорные площадки |
Ознакомление с образцами практик СОПП |
Отчеты о посещенных мероприятиях, размещенные в сетевом сообществе |
Сентябрь – Декабрь 2017 г. |
Апробирование элементов СОПП в ОО – участниках проекта |
Апробирован опыт элементов, проэкспертированы практики, получена обратная связь |
Аналитические отчеты о реализации практик |
Сентябрь – Декабрь 2017 г. |
Этап 3. Разработка педагогической системы образовательной организации |
|||
Реализация педагогической практики СОПП в ОО |
Отработана реальная практика ОШП с образцами деятельности субъектного уровня |
Описание ОШП субъектно-ориентированного типа, наличие экспертных заключений от кураторов. |
Январь – май 2018 г. |
Стажировка под руководством опорных площадок |
Январь – май 2018 г. |
||
Мониторинг состояния ПС |
Экспертиза практики посредством фиксации реального типа ПП (по уровню деятельности ученика в ОШП) |
Результаты экспертизы, квалификация типа практики. |
Май-июнь 2018 г. |
Этап 4. Реализация СОПП в организации |
|||
Реализация СОПП в организации, экспертиза реализуемых практик |
Наличие опыта самостоятельной реализации СОПП в организации. |
Наличие описаний практик, реализованных самостоятельно, зафиксированные изменения образовательной среды и компетентности педагогов. |
Сентябрь-ноябрь 2018 г. |
Проведение вебинаров, сетевых консультаций |
Поддержка реализации реализуемых практик |
Коррекция реализуемых практик в сторону реализации СОПП |
Сентябрь-ноябрь 2018 г. |
Экспертиза реализуемых практик |
Наличие обратной связи в сообществе, данные которой позволяют квалифицировать практику и развивать ее |
Коррекция реализуемых и планируемых практик в сторону реализации СОПП |
Сентябрь-ноябрь 2018 г. |
Семинар «Система персонифицированного ПК, направленная на формирование у педагогов компетенций субъектно-ориентированного уровня» |
Представление апробированной системы ПК вовне |
Описание системы персонифицированного ПК (продукт программы) |
Сентябрь-Октябрь 2018 г. |
Финальный мониторинг состояния ПС |
Фиксация прогресса, достигнутого в процессе реализации программы. Основания для разработки программы развития ОО |
Результаты мониторинга, рекомендации на основе полученных результатов |
Ноябрь 2018 г. |
Этап 5. Разработка программы развития ОО |
|||
Защита программ развития ОО (конференция) |
Экспертиза разработанных программ развития в профессиональном сообществе, коррекция разработанных программ |
Оформленные программы развития ПС ОО Рекомендации для развития ПС ОО на основе технологического подхода (итоговый продукт программы) |
Ноябрь-декабрь 2018 г. |
Итоговая конференция |
|
Представлены продукты проекта, представлены программы развития ОО |
Ноябрь-декабрь 2018 г. |