×
Меню сайта

Сайт музея

 

Школьный музей    

      

      Школьный музей играет значительную роль в деятельности школы. Музей является центром духовно-нравственного и  военно-патриотического воспитания школьников.                                                              

      У школьного музея есть своя история. Начало ему было положено в ноябре 2004 года, когда  в помещении методического кабинета была создана небольшая экспозиция под названием "России славные сыны". Главной темой музея стала жизнь и деятельность адмирала Ф.Ф.Ушакова. Тогда учитель Е.А. Ерзикова начала вести музейный кружок, проводить экскурсии, оформлять стенды. Офицальный статус школьного краеведского музея был принят 1 ноября 2004 года. Открытие музея в нашей школе было связано с присвоением ей имени адмирала Ф.Ф.Ушакова. Велась большая работа за право носить школе это имя. Спустя три месяца после открытия музея, 30 декабря 2004 года школа стала  называться именем адмирала Ф.Ф.Ушакова. Школьным музеем руководили последовательно педагоги: Е.А.Ерзикова, А.В.Павлов, Т.Ю.Семёнова, Е.Л. Викторова, М.Б.Подшиваленко, Н.Ф.Жеварина.

      В настоящее время музеем руководит Дмитрий Антонович Селицкий. Музей насчитывает более 1500 экспонатов, экспозиция имеет четыре раздела: «Адмирал Ушаков – наш земляк и покровитель", «Великая Отечественная война», "История школы" и "Русская изба". 
     
      В музейном фонде хранятся коллекции открыток, календарей, значков, монет, редких книг, моделей кораблей. В школьном музее проводятся тематические экскурсии. Разработана программа обучения учащихся основам краеведения, музееведения и родословия.
     
     На занятиях ребята приобретают основные навыки классификации и описания музейных экспонатов, овладевают методикой ведения музейной экскурсии, изучают историю Романов-Ворисоглебска, пишут научные исследования – работы на краеведческие темы.

Адмирал Ушаков

       Раздел экспозиции, посвященный адмиралу Ф.Ф.Ушакову,  занимает целую стену, он состоит из пяти стендов. В центре  находится  портрет адмирала Ушакова.  Названия стендов отражают их содержание: «На родине адмирала»,  «Служение отечеству», «Россия помнит», «Наши ушаковские традиции». Под стендами внизу стоит тумба  с коллекцией макетов кораблей под  общим названием «Подарки адмиралу». По краям находится два шкафа с экспонатами, в одном  из них стоит  икона Святого адмирала Фёдора Ушакова. Икона была подарена музею настоятелем Троицкой церкви отцом Фёдором. Здесь же находятся книги,  посвящённые адмиралу. В другом  шкафу  располагаются сувениры морской тематики и макеты кораблей. В экспозиции, посвящённой адмиралу  Ушакову, есть любопытный экспонат -  круглая деревянная шкатулка, которую передали  музею  ветераны-моряки, шкатулка эта происхождением  из города Сарова, где находится частный музей адмирала Ушакова. В шкатулке находятся освящённые сухарики. В саровском музее воссоздали точную копию парадного мундира адмирала Ф.Ф. Ушакова. Свидетельством посещения нашими школьниками малой родины адмирала Ушакова являются кусочки декоративных элементов церкви Богоявления на острову села Хопылёво, которую посетили с экспедицией наши ученики.  


Раздел о Великой Отечественной войне

           
           Раздел экспозиции, посвящённый  Великой Отечественной войне, состоит из пяти витрин, размещённых вдоль стены, и стенда. На стенде, где развёрнута сменная выставка, посвящённая великой Победе,  располагаются  материалы  о периодах Великой Отечественной войны.
В первой витрине находятся копии документов из архива семьи Лебедевых об участнике войны Белоногове  Борисе Андреевиче – прадедушке ученика Миши Лебедева. Наиболее интересным документом является служебный отзыв на военного техника-электрика Белоногова Б.А.       
            Во второй витрине – предметы военной поры – письма красноармейца, ручка военного моряка Соколова А.В., награждённого медалью адмирала Ушакова. Наибольшее внимание вызывает военный трофей, привезённый в вещевом мешке с войны – фрагмент немецкого оптического устройства. 
В третьей витрине – книги, посвящённые нашим землякам – участникам Великой Отечественной войны.
            В четвёртой витрине – копии страниц газеты « Тутаевский ударник» военных лет, с публикацией писем с фронта и листовка с сатирой на Гитлера. 
Пятая витрина посвящена находкам тутаевского поискового отряда – предметам, найденным  в местах боёв. Это каска, гильзы, штык, сапёрная лопатка, кружка и ампулы из походной аптечки.

История школы

           
          Раздел музейной экспозиции, посвящённый истории школы разделён на две части: первая часть рассказывает об истории русской и советской школы; вторая часть – об истории  школы №7 имени  Ф. Ф. Ушакова. В основном это стенды с иллюстрациями.  Здесь находится школьная парта советского времени с откидывающейся крышкой, полка с письменными принадлежностями. На стене висят школьные костюмы советского времени: костюм октябрёнка, пионера и парадный костюм девочки с белым фартуком. История школы №7 имени адмирала Ф.Ф.Ушакова представлена фотографиями  школы, портретами трёх директоров и групповыми снимками выпускников. На особой полке находится символический ключ от нашей школы. Отдельная витрина посвящена счётной технике в школе.

                        

Русская изба

          «Русская изба» – раздел экспозиции посвященный крестьянскому быту, традициям и ремёслам. Большую её часть занимает русская печь. Именно под печкой живёт добрый, но капризный дух – домовой. Оформлен «красный угол» – место, где находится иконостас, и где на лавке положено сидеть только хозяину и почётным гостям. В другом  углу избы стоит сундук, в нём хранится одежда, припасы и приданое для невесты. Возле стены находится макет русской избы. Так мы представляем себе жилище крестьянской семьи. Здесь же расположены экспонаты – предметы  крестьянского обихода: глиняные горшки, деревянная и фарфоровая посуда. Непременно должен быть  в крестьянской избе также стол с русским самоваром. Самовар – символ традиции русского чаепития. Он восседает на белоснежной льняной скатерти. На отдельной полке стоят чашки – изделия фарфорового завода Кузнецова, который выпускал продукцию в конце девятнадцатого – начале двадцатого века. Завод располагался на территории Романов-Борисоглебского уезда, многие крестьяне могли купить эту недорогую посуду. 
          В школьном музее проводятся тематические экскурсии, связанные с крестьянским бытом и традициями  русской избы. Самым любопытным экспонатом этого раздела экспозиции является деревянный рубель – устройство для глажки белья.  Здесь находятся и другие предметы быта – плетёные изделия из лозы и бересты (лапти, футляр для оселка, необходимого для заточки косы, корзины, лукошки),   изделия кузнечного промысла, такие, как романовские гвозди или подкова.    

Районный конкурс активистов школьных музеев

4 февраля состоялся VII районный конкурс активистов школьных музеев. В нём приняла участие команда нашей школы, подготовленная руководителем школьного музея Дмитрием Антоновичем Селицким.

Состав команды: Таламанова Ксения 8а кл., капитан,

Демьянов Даниил 7в кл.,

Щербакова Марина 7в кл.

Наши музейные активисты показали прекрасно выполненную презентацию об истории одного экспоната – швейки, продемонстрировали отличные знания о музейных терминах, старинной посуде, предметах крестьянского быта и сельскохозяйственных орудиях. В итоге они набрали самое большое количество баллов и заняли первое место в конкурсе.

Теперь наша команда как победитель районного конкурса будет участвовать в VII Фестивале школьных музеев Ярославской области. Областной конкурс активистов музеев пройдёт в два этапа: заочный (подготовка презентации «Наш край в 1917 – 1918 г.г.») и очный (конкурс на знание исторических событий в России и области в 1917-1918 годах).

Поздравляем команду активистов музея с победой!


Конкурс активистов школьных музеев

13 февраля прошёл конкурс активистов школьных музеев. Командам музейных активистов предлагалось принять участие в четырёх конкурсах: экскурсия по залам школьного музея с использованием электронной презентации, конкурс музейных экспонатов, конкурс загадок, знание музеев Ярославской области. Не было  равных нашей Новиковой Екатерине, которая провела виртуальную экскурсию по нашему школьному  музею. В итоге наша команда (Новикова Екатерина, Курицын Александр, Демьянов Даниил) под руководством Силицкого Д.А. заняла почётное 2 место.

 


«Новый год по-романовски»

С 14 по 18 декабря в рамках мероприятий, посвящённых новогодним праздникам в 4 – 5 классах прошёл классный час «Новый год по-романовски». Дмитрий Антонович Селицкий рассказал:

  • О традициях празднования Нового года со времён Петра 1 до революции 1917 традициях украшения ёлки (ёлочные игрушки, конфеты, Вифлеемская звезда);
  • празднование Нового года в Романове – Борисоглебске (катание с горок, катание на лошадях по кругу, праздники для купеческой молодёжи, костюмированные балы);
  • запрещение и возвращения праздника в советский период. Новые традиции. Дед Мороз и Снегурочка.

Было очень интересно и познавательно.


Чаепитие по-Романовски

Сегодня мы пили чай по-Романовски. С одной стороны, это был региональный семинар по методикам формирования национальной идентичности с участием ученых и методистов разного важного уровня, с другой стороны, состоялось маленькое чудо для второклашек, когда из тесного помещения школьного музея в большой зал к ним «шагнуло» особое пространство с ярмаркой, «правильным» завариванием чая, сервировкой стола, мастер-классами на темы «Как красиво сложить салфетки», «Как можно сделать баранки и крендельки своими руками» и т.п. А еще сочинялись частушки, звучала балалайка, инсценировалась картина… Идея очень простая – школьный музей должен быть наполнен интерактивными программами. А еще:

«Можно пить чай, а можно пить чай по-Романовски»… 
«Можно утолить жажду, а можно устроить чаепитие»…
«Можно просто в выходные пить чай с семьей за обедом, а можно устроить семейное чаепитие»…
И вообще,  вдруг может оказаться, что традиция семейного чаепития – это ценность для жителя современного Тутаева!
Вот так возникают у детей первые смыслы и установки, а в деятельности «проверяются» традиции. Вот так наш школьный музей вместе с гениальной начальной школой реализуют внеурочные программы, наполненные новыми вкусами и ароматами…
Большое спасибо за праздник Дмитрию Антоновичу Селицкому, руководителю школьного музея, Ирине Васильевне Лапшиной, заместителю директора по воспитательной работе, Светлане Георгиевне Ермаковой, учителю начальных классов, и всем причастным!
 

Строим «Русскую избу»

10 июня в школе прошел установочный семинар творческой группы «Интерактивные программы школьного музея. Русская изба» с участием административной команды школы, учителей, руководителя школьного музея, заместителя директора МОУ ДПО (ПК) «Информационно-образовательный центр» Александры Дмитриевны Шаровой. Обсуждались подходы к современной воспитывающей и развивающей деятельности, соответствующей национальному воспитательному идеалу: «воспринимать судьбу отечества как свою личную». Д.А. Селицкий провел мастер-класс, иллюстрирующий особенности интерактивной работы с предметами, хранящими тепло рук двухсотлетней давности… Как поэтично и вдохновляющее звучали слова: «трепало», «рубель»… В планах школы организация образовательной экскурсии в деревню Ильинское, организация праздника «Чаепитие по-Романовски», реконструкция венчального сговора по старообрядческим традициям, новый год с учетом исконных народных обрядов. Музей МОУ СОШ №7 набирает новый свежий ветер в паруса флотилии имени праведного и святого война Ф.Ф. Ушакова.


Роль и место адмирала Ф.Ф. Ушакова в истории России и школы
Наш земляк выдающийся флотоводец адмирал Фёдор фёдорович Ушаков родился 13 февраля (по новому стилю 24 февраля) 1745 года в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции. (В настоящее время деревня Бурнаково находится в Рыбинском районе Ярославской области).
Ф.Ф. Ушаков – русский флотоводец, не потерпевший ни одного поражения. Он был одним из создателей Черноморского флота, а с 1790 г. его командующим. Ушаков разработал и применил новую манёвренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении (1790), у острова Тендра (1791) и у мыса Калиакрия (1791). После заключённого с Турцией Ясского мирного договора  успешно провёл Средиземноморский поход русско-турецкой эскадры во время войны против Франции  1798 -1800 г.  Освободил Ионические острова, взяв штурмом сильно укреплённый остров Корфу. Ушаков проявил себя как политик и дипломат при создании греческой  Республики Семи Островов под протекторатом России и Турции. Русская эскадра под командованием Ушакова очистила от французов ряд областей Италии,  заняла Неаполь и Рим.
С 1807 года Фёдор Фёдорович в отставке. На родину он не вернулся, а поселился в деревне Алексеевка Темниковского уезда Тамбовской губернии. В последние годы жил почти монашеской жизнью, проявляя благотворительность и милосердие. Умер в возрасте 72 лет 2 октября 1817 года. Похоронен в Санаксарском монастыре (республика Мордовия). 
Образ флотоводца адмирала Ф.Ф. Ушакова является символом славы и победоносных традиций  России. Его именем были названы боевые корабли русского и советского ВМФ: 
Броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков». Построен в 1893 г., погиб в Цусимском сражении в 1905 г. Артиллерийский крейсер «Адмирал Ушаков» советского времени (1953 – 1987). В 1992 г. тяжёлый атомный ракетный   крейсер «Киров» был переименован в «Адмирал Ушаков». С 2004 г. имя Ушакова носит эсминец «Адмирал Ушаков» проекта 956. В 2011 г. в Калининграде построено инженерное судно «Адмирал Ушаков» – самоподъёмная модульная платформа. В гражданском флоте – туристический теплоход «Адмирал Ушаков».
Имя Ушакова на карте: именем адмирала названа бухта в Баренцевом море и мыс на северном побережье Охотского моря, остров в Карибском море, на карте звёздного неба  - планета № 3010.
Победоносная традиция адмирала Ушакова воплотилась в российских наградах. 3 марта 1944 года Президиум Верховного Совета СССР учредил военный орден Ушакова двух степеней и медаль Ушакова. Награды редкие и имеют высокий статус. (В совет школьного музея входил ветеран Великой Отечественной войны, подводник Соколов Александр Васильевич,  награжденный медалью Ушакова. Он, к сожалению,  ушёл из жизни 5 лет назад).
В августе 2001 года Русская Православная Церковь канонизировала Ф.Ф. Ушакова сначала как местночтимого святого Саранской епархии, а в 2004 году как общеправославного святого; теперь его называют «Святой праведный воин адмирал Фёдор Ушаков». Он является покровителем ВМФ России и с 2011 г. – покровителем Ракетно-стратегических войск.  Херсон считает Ушакова небесным покровителем города.
В России построены и освящены храмы в честь адмирала Ушакова: В Москве два храма – церковь в Южном Бутове и деревянный храм, построенный в 2014 г. на улице Перовской. Кафедральный собор в столице Мордовии Саранске, освещённый в 2006 г., церкви в Керчи (2002),  в Анапе (2010), в Волгодонске, в г. Советская Гавань Хабаровского края, строится храм в Сочи (по сведениям на 2012 год).
Памятники. Свидетельством прославления Ф.Ф.  Ушакова и традиции увековечения его памяти служат установленные памятники и бюсты адмирала. За границей – памятники на острове Корфу (Греция), на мысе Калиакрия (Болгария), в  2013 г. в городе Мессина в Сицилии (Италия)  установлен бюст адмирала Ушакова. 
В России – установлены памятники  Ушакова в Москве на одноимённом бульваре, в Петербурге, в Херсоне, в Сарове, в Саранске, в деревне Алексеевка Темниковского района, в Керчи, в Ростове-на-Дону, в городе  Ейске Краснодарского края. Первый памятник советского времени был установлен в 1957 году в городе Херсоне.
В городе Сарове  чтут имя адмирала Ушакова. Здесь в 1953 году была названа улица имени Ушакова – первая улица в России  в честь адмирала. В 2006 г. установлен памятник адмиралу Ушакову, а в 2011 году ветераны флота открыли музейную экспозицию «Город и Ушаков», где выставлен реконструированный мундир Ушакова образца 1803 года.
Интересно, что в Темникове (Мордовия) также существует музей адмирала Ушакова, в котором хранится единственный прижизненный портрет Фёдора Фёдоровича. Темниковский музей находится в здании, построенном Ушаковым – это бывший госпиталь для раненых воинов Отечественной войны 1812 года.
В настоящее время в сознании русского народа адмирал Ушаков является любимым национальным героем. Это показало голосование интернет-проекта 2014 года под названием «Имя Победы», в котором приняли участие 1 миллион человек. Из 10 полководцев надо было выбрать одного. Шестым в рейтинге после Суворова, Жукова, Александра Невского и Рокоссовского стал Ф.Ф. Ушаков. Прославлению и широкой известности адмирала способствовали художественные фильмы «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы».
На родине адмирала Ушакова. Ярославская флотилия юных моряков, существующая с 1960-х годов, носит имя Ушакова (ныне клуб юных моряков). Возле музея боевой славы в Ярославле на аллее посвящённой выдающимся землякам–ярославцам, установлены стелы с  барельефами. На одной из них – изображение Ф.Ф. Ушакова. В прошлом году на колокольне древней церкви  17 века Зосимы и Савватия соловецких чудотворцев, ныне регионального морского храма, что стоит на Тверицкой набережной, установлена мозаичная икона Святого праведного воина Фёдора Ушакова.
 В этом году указом ярославского губернатора Ястребова день рождения адмирала объявлен региональным праздником. Торжественные мероприятия проходили на родине флотоводца – в деревне Бурнаково, в селе Хопылёво, в Рыбинске и в Ярославле. В центре Ярославля 13 февраля был поднят Андреевский флаг. В региональном морском храме – церкви Зосимы и Савватия  в Тверицах состоялся утренний молебен. В школах области проходили уроки мужества, посвящённые адмиралу Ушакову.
В настоящее время обсуждается идея формирования региональной идентичности. Здесь фигура адмирала Ушакова, так же, как и личности  наших земляков маршала Ф.И. Толбухина и первой женщины-космонавта В.В. Терешковой может служить базой для формирования романов-борисоглебской и ярославской региональной идентичности.
Памятные места Ярославской области, связанные с именем флотоводца. В 1934 году были изменены границы Тутаевского района, и деревня Хопылёво отошла к Рыбинскому  району. В Рыбинске с 2001 г. стоит памятник адмиралу Ушакову. На берегу Волги у села Хопылёво в 2006 году установлен памятный знак в виде креста и якоря  – родина адмирала Ушакова. В прошлом году на трассе Тутаев – Рыбинск – Пошехонье, от которой берёт начало  дорога на  Хопылёво, поставлена  стела с барельефом с изображением нашего земляка.
В городе Тутаеве одна из улиц левобережья была переименована в честь адмирала Ушакова. В 2006 году в городе на улице Панина был установлен памятник Ф.Ф.  Ушакову. Автор памятника – тутаевский скульптор Всеволод Алаев. В день рождения флотоводца, в  день его памяти и в день канонизации у памятника проходят торжественные митинги. В 2012 году на улице Луначарского открылся музей Святого праведного адмирала Фёдора Ушакова и русского флота. Ежегодно в Тутаеве проходят детские спортивные соревнования по борьбе и шахматный турнир имени адмирала Ушакова.
Традиции Ушакова в школе № 7 города Тутаева. В нашей школе свято чтят  Ф.Ф. Ушакова. Школа не случайно носит его имя. При названии школы учитывалась духовная наполненность личности адмирала. Здесь возникли свои  ушаковские традиции. Один из главных разделов  экспозиции школьного музея посвящён флотоводцу. Ребята изучают жизнь, военные и мирские подвиги нашего славного земляка.
По традиции ежегодно в феврале проводится месячник памяти адмирала Ушакова. В этом году сами ребята на заседании актива школьного самоуправления  выдвигали идеи мероприятий в план месячника. В феврале были проведены: 
«Праздник адмирала», конкурс патриотической песни, «Зимняя регата» – соревнования лыжников и саночников, 
конкурс моделей кораблей, КДТ (коллективные творческие дела) по теме «Изучаем историю вместе». Каждому классу раздали вопросы об адмирале Ушакове, ответы оформлялись на стендах. Потом все стенды разместили на одной стене. 
Конкурс кроссвордов.Конкурс «Самый сильный ушаковец», на котором ученики соревновались в армреслинге. 
Особое воодушевление вызвала акция флэш-моб «Ты – морячка, я – моряк». Эта акция – по существу танцевальный марафон под песни на морскую тему проходила в спортзале и продолжилась на следующий день.
Пожалуй, самым главным событием месячника стало участие представителей школы в региональном семинаре «Значение и место духовного и ратного подвигов Ф.Ф. Ушакова в российской истории», проведённом 20 февраля в Рыбинском районе. В рамках семинара, посвящённого 270-летию со дня рождения Ф.Ф. Ушакова, ребята участвовали в крестном ходе к церкви Богоявления на Острову села Хопылёва, где отстояли молебен в честь святого праведного воина Фёдора Ушакова. Возложили цветы к памятному кресту на берегу Волги, посетили школьные музеи в селе Шашково и в посёлке Ермаково.
24 февраля в стенах школы прошёл «Праздник адмирала». По традиции кадетами школы № 4 был внесён флаг России, знамённая группа встала на караул возле портрета Ф.Ф. Ушакова. Ведущие и гости праздника вели разговор о славных страницах истории и традициях русского флота, о нашем земляке, жизнь которого является ярчайшим примером бескорыстного служения отечеству. На концерте школьной самодеятельности прозвучали морские песни и показаны танцевальные номера. На празднике было присвоено звание «Почётный  ушаковец» главе района С.А. Левашову,  главе города С.Ю. Ершову, а также учительнице Т.В. Миргаляутдиновой.
Адмирал Ушаков для подрастающего поколения является примером глубоко нравственной и духовной жизни, эталоном, которому надлежит следовать. В воспитательной работе в школе изучение личности флотоводца помогает реализации гражданской позиции школьников, создании школы гражданской зрелости.  «Мы хотим быть такими, как адмирал Ушаков» заявляют школьники-ушаковцы. 
 
Основные положения программы развития школьного музея
Цель программы:
Создание единого музейного пространства духовно-нравственного и патриотического образования школы с использованием  потенциала  историко-краеведческого музея Ф.Ф. Ушакова.
Задачи программы:
1. Обеспечить качественное и системное функционирование организационно-управленческих механизмов, гарантирующих успешное взаимодействие заинтересованных лиц и организаций в развитии школьного музея.
2. Синхронизировать календарь-график образовательных событий штабов детского самоуправления, классных руководителей, педагогов, руководителя школьного музея  по духовно-нравственному и патриотическому образованию.
3.  Разработать и реализовать не менее 2 (в каждом году) общешкольных  инновационных проектов обучающихся основной и старшей школы по использованию музея в жизнедеятельности класса, школы, города, района.
4.  Обеспечить зонирование постоянных и сменных экспозиций музея, наполненность экспозиции «Русская изба» для проведения образовательных событий и интерактивных программ.
5.  Моделировать школьную  инфрактустуру (рекреации, коридоры, учебные кабинеты) для реализации программ и проектов духовно-нравственного и патриотического образования.
6. Организовать курсы повышения квалификации для педагогических работников школы по овладению современными формами и методами духовно-нравственного  и патриотического образования (с использованием методов  музейной педагогики).
Каким мы видим образ будущего музея
Музей – это центр духовно-нравственного  и патриотического образования.  Образование осуществляется на примере героя, прославленного флотоводца Ф.Ф. Ушакова, известных личностей региона, района, города.
Музей готов обеспечить успешную социализацию детей, дать опыт успешного социального проектирования. 
Музей открыт для всех. Это не только центр взаимодействия с родителями и местным сообществом, но и учреждениями культуры, досуга, военнослужащими, ветеранами войны и труда.
Музей – живая история школы. Это и хранилище прошлого., и место проектирования будущего, и дискуссионный клуб настоящего, исследовательский центр. В котором ведётся поиск , систематизация, создание, обработка экспонатов.
Музей – это место, где можно получить  глубокие знания по по истории страны, области, города, района, школы. Музей – это современная ифраструктура: медиатека, картотека, библиотека, широко полосный Интернет, кинопроектор, электронный архив краеведческих материалов, условия для занятий исследовательской и научной деятельностью.
Музей – это бережное и уважительное отношение к культурному и историческому наследию.
Музей – это место, где происходит социализация  и профориентация обучающихся.