Меню сайта

Аннотация к Методическому сборнику СШ №7
материалы 1 и материалы 2 на выставку конференции  МСО 2024

Инновационный проект «Музей как образовательный ресурс  для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Цель проекта: развитие образовательного пространства для детей с ОВЗ средствами музейной педагоги.

 Задачи:

  • Обеспечить конструктивное взаимодействие всех участников реализации проекта.
  • Адаптировать технологию музейной педагогики к образовательной деятельности с детьми с ОВЗ.
  • Создать банк методических материалов «Музейная педагогика для развития детей с ограниченными возможностями здоровья».
  • Протестировать и внедрить инновационный продукт на муниципальном уровне.
  • Диссеминировать инновационный опыт.

Приказ о признании образовательных учреждений муниципальными инновационными площадками
Самооценка эффективности реализации инновационного проекта в статусе МИП в 2023 г
Самооценка эффективности реализации инновационного проекта в статусе МИП в 2022 г


Основная идея проекта

Проект носит сетевой характер, объединяет образовательные учреждения, заинтересованные как в развитии музейной педагогики, так и в создании благоприятной/насыщенной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Соисполнители проекта: МОУ Емишевская ОШ, МОУ Чебаковская СШ, МОУ СШ № 7 им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, МОУ Фоминская СШ.

 Предполагается создание и апробация банка музейных уроков по различным учебным предметам для детей с ОВЗ различного возраста.

Актуальность для развития системы образования Тутаевского МР

            Данный проект актуален не только в контексте ФГОС, предусматривающих группы образовательных результатов, в формировании которых школьному музею может быть отведена достойная роль. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (Распоряжения Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р, от 12.11.2020  №2945-р), в которой подчеркивается необходимость развития форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, художественно-эстетическую, игровую и пр. деятельность. Деятельность музеев направлена на удовлетворение образовательных и творческих интересов личности, связанных с изучением и освоением культурного наследия.  Музей как символ культуры и как образовательное учреждение призван сыграть важную роль в формировании целостной личности, развитии ее общекультурной компетентности.

Школьный музей является важным компонентом образовательной среды для детей с ОВЗ, численный состав которых составляет 25% из общего числа обучающихся. Известно и доказано то, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии правильно организованного подхода к обучению и воспитанию. Технологии музейной педагогики достаточно разнообразны, но главное заключается в том, что приоритет в школьном музее отдается образовательно-воспитательной функции, дополненной осуществлением социальной адаптации ребенка к окружающей действительности, что особенно важно для такой категории обучающихся. Интерактивные музейные экспозиция стимулируют творческую и игровую деятельность детей, способствуют их коммуникативному развитию.

            Данный проект всецело соотносится со стратегической целью развития системы образования Тутаевского муниципального района – «создание условий для развития системы образования района, обеспечивающей достижение национальной цели и решение ключевых задач национального проекта «Образование», а также   осуществление прав граждан на получение общедоступного, качественного дошкольного, общего и дополнительного образования вне зависимости от места проживания (Направление 2 «Создание условий для развития дополнительного образования», задача: развитие дополнительного образования для одаренных детей и детей с ОВЗ.  Направление 4 «Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности», задачи: создание в образовательных организациях современной воспитывающей среды; обновление методов и технологий воспитания).

Программа реализации проекта

Сроки реализации проекта: 2022-2023 г.г.

I этап – организационный (январь 2022 г.- февраль 2022 г.): оформление сопроводительной документации, определение состава проектной команды, выборы членов координационного совета МИП.

II этап – практический (март 2022 г. – июнь 2023 г.): разработка и апробация инновационных продуктов, диссеминация инновационного опыта в системе образования ТМР и в РСО.

III этап – завершающий (август 2023 г. – декабрь 2023 г.), итоговое оформление материалов МИП.

Прогнозируемый продукт деятельности:

- Сборник методических материалов «Музейная педагогика для развития детей с ограниченными возможностями здоровья».

Прогнозируемые результаты. В результате реализации данного проекта в школах участниках МИП будут не только актуализированы идеи музеи педагогики в контексте обогащения образовательного пространства, но и сделаны реальные шаги по их адаптации к обучению, воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. Общеобразовательные учреждения Тутаевского муниципального района получат возможность использовать в своей педагогической практике инновационный продукт. В рамках РМО педагогов инклюзивного образования соорганизуется творческая группа «Музейная педагогика», участники которой смогут конструктивно общаться и пополнять сборник методических материалов «Музейная педагогика для развития детей с ограниченными возможностями здоровья».

Календарный план

№ п/п

3адача

События

Сроки реализации

Конечные продукты

деятельности субъектов проекта

ЭТАП 1. Организационный (январь 2022 г.- февраль 2022 г.)

1

Обеспечить конструктивное взаимодействие всех участников реализации проекта

Оргдеятельностный семинар для соисполнителей проекта МИП.

Январь 2022 г.

Приказ об обеспечении деятельности МИП.

Соглашения о совместной реализации проекта МИП.

Списки участников реализации МИП.

График проведения заседаний координационного совета МИП и творческих групп.

Подготовка пакета сопроводительных документов

Январь 2022 г.

Формирование координационного совета и творческих групп

Февраль 2022 г.;

Заседание первого координационного совета МИП

Февраль 2022 г. (далее – по согласованному графику);

Методическое сопровождение деятельности проектных команд ОУ – участников МИП.

В течение всего периода

ЭТАП 2. Практический (март 2022 г. – июнь 2023 г.)

2

3

- Адаптировать технологию музейной педагогики к образовательной деятельности с детьми с ОВЗ.

- Создать банк методических материалов «Музейная педагогика для развития детей с ограниченными возможностями здоровья».

Серия семинаров по тематике

 «Музейная педагогика и ее образовательные возможности» для проектных команд школ-участников МИП:

- Музейная педагогика: ее объект, предмет, задачи, основные категории, методология.

- Музейно-образовательная среда.

- Технология развития общекультурной компетентности средствами музейной

Март – октябрь 2022 г.

Рабочий вариант сборника

методических материалов «Музейная педагогика для развития детей с ограниченными возможностями здоровья».

Разработка концепции развития детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музейной педагогики.

Ноябрь 2022 г.-декабрь 2022 г.

Деятельность школьных проектных команд по созданию методических материалов:

 - сценариев уроков/фрагментов уроков;

-  сценариев неурочных занятий/воспитательных событий;

- педагогических дизайнов по музейной педагогике средствами различных сервисов (интерактивное видео, интерактивные и озвученные презентации, игры, викторины, интерактивные плакаты, виртуальные экскурсии и т.д.)

Январь-июнь 2023 г.

 

ЭТАП 3. Апробационный (январь 2023 г. – июнь 2023 г.)

4

- Протестировать и внедрить инновационный продукт на муниципальном уровне.

-Диссеминировать инновационный опыт.

Проведение образовательных, познавательных, коммуникационных, информационных и прочих событий различного формата с использованием наработанных методических материалов

В течение всего периода

(по отдельному плану)

План мероприятий

Аналитика по итогам тестирования

инновац.  продукта

 

ЭТАП 3. Завершающий (август 2023 г. – декабрь 2023 г.)

5

Диссеминировать инновационный опыт.

Публикации об итогах (и на материалах) реализации проекта МИП

В течение всего периода

Отчёт о реализации проекта МИП.

Сборник методических материалов «Музейная педагогика для развития детей с ограниченными возможностями здоровья».  

Оформление тематической страницы по музейной педагогике на сайте РМО педагогов инклюзивного образования.

Муниципальная Web – конференция «Музейная педагогика как образовательный ресурс для детей с ОВЗ»

Вёрстка сборника методических материалов

Подготовка отчёта о реализации проекта МИП.

Обоснование возможности реализации проекта

В школах-соисполнителях проекта МИП имеются музеи и определенный опыт применения его возможностей в образовательном процессе.

Механизм реализации Проекта

Предполагается синхронная деятельность проектных команд МИП в точном соответствии с основной идеей проекта. Проектное управление будет организовано административной командой ОУ, научно-методическое сопровождение обеспечит научный руководитель проекта.

 Финансирование Проекта осуществляется за счет нормативно-бюджетного финансирования.

Привлечение имеющегося опыта и ресурсов: интеллектуальный потенциал участников реализации проекта; опыт реализации сетевых инновационных проектов.

Предложения по распространению и внедрению результатов реализации проекта:

- Создание в рамках РМО педагогов инклюзивное образование творческой группы «Музейная педагогика»

Обоснование устойчивости результатов инновационного проекта:

- наличие паспортизированных музеев в школах-соисполнителях данного проекта;

- заинтересованность педагогических коллективов в развитии образовательно й среды для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- осознанная значимость музейной педагогики в образовательном процессе.