Аннотация к Методическому сборнику СШ №7
материалы 1 и материалы 2 на выставку конференции МСО 2024
Инновационный проект «Музей как образовательный ресурс для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Цель проекта: развитие образовательного пространства для детей с ОВЗ средствами музейной педагоги.
Задачи:
- Обеспечить конструктивное взаимодействие всех участников реализации проекта.
- Адаптировать технологию музейной педагогики к образовательной деятельности с детьми с ОВЗ.
- Создать банк методических материалов «Музейная педагогика для развития детей с ограниченными возможностями здоровья».
- Протестировать и внедрить инновационный продукт на муниципальном уровне.
- Диссеминировать инновационный опыт.
Приказ о признании образовательных учреждений муниципальными инновационными площадками
Самооценка эффективности реализации инновационного проекта в статусе МИП в 2023 г
Самооценка эффективности реализации инновационного проекта в статусе МИП в 2022 г
Основная идея проекта
Проект носит сетевой характер, объединяет образовательные учреждения, заинтересованные как в развитии музейной педагогики, так и в создании благоприятной/насыщенной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Соисполнители проекта: МОУ Емишевская ОШ, МОУ Чебаковская СШ, МОУ СШ № 7 им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, МОУ Фоминская СШ.
Предполагается создание и апробация банка музейных уроков по различным учебным предметам для детей с ОВЗ различного возраста.
Актуальность для развития системы образования Тутаевского МР
Данный проект актуален не только в контексте ФГОС, предусматривающих группы образовательных результатов, в формировании которых школьному музею может быть отведена достойная роль. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (Распоряжения Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р, от 12.11.2020 №2945-р), в которой подчеркивается необходимость развития форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, художественно-эстетическую, игровую и пр. деятельность. Деятельность музеев направлена на удовлетворение образовательных и творческих интересов личности, связанных с изучением и освоением культурного наследия. Музей как символ культуры и как образовательное учреждение призван сыграть важную роль в формировании целостной личности, развитии ее общекультурной компетентности.
Школьный музей является важным компонентом образовательной среды для детей с ОВЗ, численный состав которых составляет 25% из общего числа обучающихся. Известно и доказано то, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии правильно организованного подхода к обучению и воспитанию. Технологии музейной педагогики достаточно разнообразны, но главное заключается в том, что приоритет в школьном музее отдается образовательно-воспитательной функции, дополненной осуществлением социальной адаптации ребенка к окружающей действительности, что особенно важно для такой категории обучающихся. Интерактивные музейные экспозиция стимулируют творческую и игровую деятельность детей, способствуют их коммуникативному развитию.
Данный проект всецело соотносится со стратегической целью развития системы образования Тутаевского муниципального района – «создание условий для развития системы образования района, обеспечивающей достижение национальной цели и решение ключевых задач национального проекта «Образование», а также осуществление прав граждан на получение общедоступного, качественного дошкольного, общего и дополнительного образования вне зависимости от места проживания (Направление 2 «Создание условий для развития дополнительного образования», задача: развитие дополнительного образования для одаренных детей и детей с ОВЗ. Направление 4 «Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности», задачи: создание в образовательных организациях современной воспитывающей среды; обновление методов и технологий воспитания).
Программа реализации проекта
Сроки реализации проекта: 2022-2023 г.г.
I этап – организационный (январь 2022 г.- февраль 2022 г.): оформление сопроводительной документации, определение состава проектной команды, выборы членов координационного совета МИП.
II этап – практический (март 2022 г. – июнь 2023 г.): разработка и апробация инновационных продуктов, диссеминация инновационного опыта в системе образования ТМР и в РСО.
III этап – завершающий (август 2023 г. – декабрь 2023 г.), итоговое оформление материалов МИП.
Прогнозируемый продукт деятельности:
- Сборник методических материалов «Музейная педагогика для развития детей с ограниченными возможностями здоровья».
Прогнозируемые результаты. В результате реализации данного проекта в школах участниках МИП будут не только актуализированы идеи музеи педагогики в контексте обогащения образовательного пространства, но и сделаны реальные шаги по их адаптации к обучению, воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. Общеобразовательные учреждения Тутаевского муниципального района получат возможность использовать в своей педагогической практике инновационный продукт. В рамках РМО педагогов инклюзивного образования соорганизуется творческая группа «Музейная педагогика», участники которой смогут конструктивно общаться и пополнять сборник методических материалов «Музейная педагогика для развития детей с ограниченными возможностями здоровья».
Календарный план
№ п/п |
3адача |
События |
Сроки реализации |
Конечные продукты деятельности субъектов проекта |
ЭТАП 1. Организационный (январь 2022 г.- февраль 2022 г.) |
||||
1 |
Обеспечить конструктивное взаимодействие всех участников реализации проекта |
Оргдеятельностный семинар для соисполнителей проекта МИП. |
Январь 2022 г. |
Приказ об обеспечении деятельности МИП. Соглашения о совместной реализации проекта МИП. Списки участников реализации МИП. График проведения заседаний координационного совета МИП и творческих групп. |
Подготовка пакета сопроводительных документов |
Январь 2022 г. |
|||
Формирование координационного совета и творческих групп |
Февраль 2022 г.; |
|||
Заседание первого координационного совета МИП |
Февраль 2022 г. (далее – по согласованному графику); |
|||
Методическое сопровождение деятельности проектных команд ОУ – участников МИП. |
В течение всего периода |
|||
ЭТАП 2. Практический (март 2022 г. – июнь 2023 г.) |
||||
2 3 |
- Адаптировать технологию музейной педагогики к образовательной деятельности с детьми с ОВЗ. - Создать банк методических материалов «Музейная педагогика для развития детей с ограниченными возможностями здоровья». |
Серия семинаров по тематике «Музейная педагогика и ее образовательные возможности» для проектных команд школ-участников МИП: - Музейная педагогика: ее объект, предмет, задачи, основные категории, методология. - Музейно-образовательная среда. - Технология развития общекультурной компетентности средствами музейной |
Март – октябрь 2022 г. |
Рабочий вариант сборника методических материалов «Музейная педагогика для развития детей с ограниченными возможностями здоровья». |
Разработка концепции развития детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музейной педагогики. |
Ноябрь 2022 г.-декабрь 2022 г. |
|||
Деятельность школьных проектных команд по созданию методических материалов: - сценариев уроков/фрагментов уроков; - сценариев неурочных занятий/воспитательных событий; - педагогических дизайнов по музейной педагогике средствами различных сервисов (интерактивное видео, интерактивные и озвученные презентации, игры, викторины, интерактивные плакаты, виртуальные экскурсии и т.д.) |
Январь-июнь 2023 г. |
|||
ЭТАП 3. Апробационный (январь 2023 г. – июнь 2023 г.) |
||||
4 |
- Протестировать и внедрить инновационный продукт на муниципальном уровне. -Диссеминировать инновационный опыт. |
Проведение образовательных, познавательных, коммуникационных, информационных и прочих событий различного формата с использованием наработанных методических материалов |
В течение всего периода (по отдельному плану) |
План мероприятий Аналитика по итогам тестирования инновац. продукта |
ЭТАП 3. Завершающий (август 2023 г. – декабрь 2023 г.) |
||||
5 |
Диссеминировать инновационный опыт. |
Публикации об итогах (и на материалах) реализации проекта МИП |
В течение всего периода |
Отчёт о реализации проекта МИП. Сборник методических материалов «Музейная педагогика для развития детей с ограниченными возможностями здоровья». |
Оформление тематической страницы по музейной педагогике на сайте РМО педагогов инклюзивного образования. |
||||
Муниципальная Web – конференция «Музейная педагогика как образовательный ресурс для детей с ОВЗ» |
||||
Вёрстка сборника методических материалов |
||||
Подготовка отчёта о реализации проекта МИП. |
Обоснование возможности реализации проекта
В школах-соисполнителях проекта МИП имеются музеи и определенный опыт применения его возможностей в образовательном процессе.
Механизм реализации Проекта
Предполагается синхронная деятельность проектных команд МИП в точном соответствии с основной идеей проекта. Проектное управление будет организовано административной командой ОУ, научно-методическое сопровождение обеспечит научный руководитель проекта.
Финансирование Проекта осуществляется за счет нормативно-бюджетного финансирования.
Привлечение имеющегося опыта и ресурсов: интеллектуальный потенциал участников реализации проекта; опыт реализации сетевых инновационных проектов.
Предложения по распространению и внедрению результатов реализации проекта:
- Создание в рамках РМО педагогов инклюзивное образование творческой группы «Музейная педагогика»
Обоснование устойчивости результатов инновационного проекта:
- наличие паспортизированных музеев в школах-соисполнителях данного проекта;
- заинтересованность педагогических коллективов в развитии образовательно й среды для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- осознанная значимость музейной педагогики в образовательном процессе.