×
Меню сайта

На пути внедрения ФГОС основного общего образования

С 2012 года МОУ СОШ № 7 имени адмирала Ф.Ф.Ушакова является региональной инновационной площадкой по проектированию основной образовательной программы основного общего образования.

C 1 сентября 2012 года в 5-ых классах нашей школы был осуществлен переход на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Ключевым документом, обеспечивающим введение ФГОС в основной школе, является основная образовательная программа основного общего образования, которая определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образов государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Будучи региональной инновационной площадкой по проектированию основной образовательной программы основного общего образования, наша школа в соответствии с техническим заданием начала работу по созданию Основной образовательной программы основного общего образования.

Разработка данной программы была неразрывно связана с процессом введения Федерального государственного образовательного стандарта. По сути, это первый этап, запускающий введение ФГОС в основной школе.Чтобы создать качественную основную образовательную программу основного общего образования, администрация школы выстроила стратегию разработки ООП,  мобилизовала человеческие и материальные ресурсы для достижения поставленной цели.

Для обеспечения эффективности перемен необходима особая организационная культура, целью которой является изменение постулатов, позиций, ценностей и организационной структуры школы. Под изменением организационной структуры понимается введение новых или изменение старых (уже существующих в школе) организационных структур, необходимых для разработки ООП. В каждой школе этот вопрос решается в соответствии со сложившимися традициями, а также с учетом опыта администрации. Для разработки основной образовательной программы в нашей школе была создана временная рабочая группа.

Было организовано системное знакомство педагогов школы с ФГОС и Примерной основной образовательной программой основного общего образования. Обсуждение ФГОС членами педагогического коллектива проводилось на  внутришкольных семинарах: «Из будущего в настоящее: основания деятельности РИП», «Школа – центр стандартов», «Эффективные методы формирования метапредметных результатов ФГОС».

Теме введения ФГОС был посвящен январский педагогический совет «Современные педагогические технологии как условия введения ФГОС».

Тема перехода на новые образовательные стандарты обсуждалась также с обучающимися и их родителями. Это сняло ощущение информационного голода, напряженность участников образовательного процесса и дало им возможность увидеть и понять стратегию предстоящих изменений, ощутить себя причастными к ним.

Тщательная проработка ФГОС, а также документов и материалов, сопровождающих его введение, позволила педагогам освоить их содержание, почувствовать себя компетентными в столь важном деле, осуществляемом по инициативе государства, эмоционально принять предстоящие изменения и ощутить потребность реализовать свои знания.

В образовательном учреждении был обеспечен комплекс условий для реализации основной образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС ООО:

  • кадровых;
  • финансово-экономических;
  • материально-технических;
  • психолого-педагогических;
  • информационно-методических.

Был разработан план-график  введения ФГОС ООО, который предусматривал мероприятия по организационному, информационному, нормативному, методическому, материально-техническому обеспечению процесса перехода на ФГОС ООО.

В соответствии с заданием в рамках РИП педагогическим коллективом школы в 2012 году были подготовлены и проведены 4 семинара (2 муниципальных и 2 региональных):

1. Муниципальный семинар «На пути внедрения ФГОС основного общего образования» (24.04.12), в ходе которого присутствующим были представлены подходы к проектированию основной образовательной программы основного общего образования (зам.директора МОУ СОШ по УВР Воробьева Л.И.). Директор школы Бородай Е.А. рассказала о деятельности образовательного учреждения по подготовке к введению ФГОС ООО на основе модели школы метапредметных результатов. Зам.директора по воспитательной работе Жеварина Н.А. поделилась опытом продуктивной деятельности детско-взрослой общности с акцентом на социальное проектирование. В заключение проектная группа (взрослые и ученики) представили участникам семинара детско-взрослый проект «Недостающее звено».

2. Муниципальный семинар «Формирование универсальных учебных действий на ступени основного общего образования» (21.05.12) имел практическую направленность. После приветственного слова директора школы Бородай Е.А. перед участниками семинара с  сообщением «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» выступила зам.директора по УВР Воробьева Л.И. Наиболее важной частью семинара была презентация опыта учителей-предметников по формированию УУД в урочной и внеурочной деятельности. Были представлены уроки музыки и искусства в 4 классе (учителя Алексюк Ю.В., Миргаляутдинова Т.В.), иностранного языка в 5 классе (учитель Потапова И.В.), ОРКСЭ в 5 классе (учитель Королева Н.Г.). Зам.директора по воспитательной работе Жеварина Н.А. поделилась опытом формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности. Учителя, показавшие свои уроки, проанализировали их, ответили на вопросы, возникшие у коллег. Семинар получился очень плодотворным и закончился пожеланиями встречаться и обмениваться опытом чаще.

3. Региональный семинар «Особенности разработки основной образовательной программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования» (26.11.12). С приветственным словом к участникам семинара обратилась директор департамента образования Тутаевского муниципального района Иванова О.Н.

Работа проводилась в трех секциях:

Секция1. «Особенности основной образовательной программы основного общего образования в МОУ СОШ № 7»

  1. Основная образовательная программа основного общего образования: «школа гражданской зрелости». (Е.А. Бородай, директор СОШ № 7)
  2. Преемственность при формировании и развитии универсальных учебных действий в условиях перехода на ступень основного общего образования. (Е.Л. Лузина, учитель начальных классов,  Г.Н.Метелкина, учитель математики)

Секция 2. «Реализация междисциплинарных программ через индивидуальные образовательные проекты»

  1. Роль метапредметного школьного методического объединения в реализации междисциплинарных программ. (Л.И. Воробьева, зам.директора СОШ № 7)
  2. Реализация индивидуального образовательного проекта по предмету «Искусство». (Ю.В. Алексюк, учитель музыки)

Секция 3. «Внедрение метапредметного подхода в образовательный процесс»

  1. Стратегия смыслового чтения. (К.В.Сапегин, учитель СОШ № 7, методист ИОЦ г.Тутаева, советник ректора ИРО)
  2. Представление детско-взрослого социального проекта «Недостающее звено». (С.Лапшин, ученик 11 класса СОШ №7)

Каждый участник семинара смог посетить все секции. Работа секций строилась на синтезе теории и практики. Гостям были предложены как теоретические аспекты представленных на рассмотрение проблем, так и их практическое воплощение в образовательном процессе. Учителя-практики поделились с коллегами собственными наработками по заданным темам, показали, как формируют универсальные учебные действия на уроках и вне их, как совместно с учениками работают над индивидуальными образовательными проектами. С большим интересом коллеги слушали ученика 11 класса с презентацией детско-взрослого социального проекта.

Семинар прошел в обстановке творческого подъема, неподдельного интереса ко всему происходящему. В завершение был проведен круглый стол по итогам семинара, где педагоги обменялись мнениями, задали массу вопросов, а также «дали задание» на следующий семинар.

4. Региональный семинар «Методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования» (12.12.12):

I. Пленарное заседание:

  1. Приветственное слово участникам семинара (О.Н.Иванова, директор Департамента образования АТМР)
  2. Организационно-методическое сопровождение введения ФГОС основного общего образования на муниципальном уровне (Е.Н.Козина, директор информационно-методического центра г. Тутаева)
  3. Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе (Л.И.Воробьева, зам. директора по УВР СОШ № 7)

II. Фрагменты и анализ уроков:

Секция 1.

  1. «Решение текстовых задач». Урок математики. 5 класс.
  2. Анализ урока (В.Н.Суханова, учитель математики).

Секция 2.

  1. «Первое путешествие в театр. Опера». Урок музыки. 5 класс.
  2. Анализ урока (Ю.В.Алексюк,  учитель музыки).

Секция 3.

  1. «Второстепенные члены предложения». Урок русского языка. 5 класс.
  2. Анализ урока. (М.В.Сидорова, учитель русского языка и литературы).

Секция 4.

  1. «Использование свойств действий при вычислениях». Урок математики. 5 класс.
  2. Анализ урока  (Г.Н.Метелкина, учитель математики).

III. Круглый стол по итогам семинара.

В настоящее время продолжается работа педагогического коллектива по реализации ФГОС в основной школе. Но теперь перед школой стоят несколько иные задачи. В течение 2013 года нам необходимо апробировать рабочие программы по учебным предметам в 5 классах, а также, в соответствии с заданием Департамента образования Ярославской области, создать учебный фильм, посвященный реализации метапредметных курсов, детско-взрослых проектов в составе основной образовательной программы.

(скачать статью)

 

Муниципальные семинары:

1. "На пути внедрения ФГОС основного общего образования" 24.04.2012 г.

Буклет к семинару

1) Психолого-педагогическое сопровождение на ступени общего образования в рамках ФГОС второго поколения. Н.Н. Шпейнова, директор ЦПМСС "Стимул".

презентация

2) Деятельность ОУ по подготовке к введению ФГОС ООО на основе модели школы метапредметных результатов. Е.А. Бородай, директор СОШ № 7.

выступление, презентация

3) Подходы к проектированию основной образовательной программы основного общего образования. Л.И. Воробьева, зам. директора по УВР СОШ № 7.

выступление, презентация

4) Формирование ключевых компетентностей через проектную деятельность. Н.В. Шинкевич, директор лицея № 1.

презентация

5) Опыт продуктивной деятельности детско-взрослой общности с акцентом на социальное проектирование. Н.А. Жеварина, зам. директора по УВР СОШ № 7.

выступление, презентация, дополнительная информация

6) Презентация детско-взрослого проекта "Недостающее звено" (проектная группа).

2. "Формирование универсальных учебных действий на ступени основного общего образования" 21.05.2012 г.

1) Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Л.И. Воробьева, зам. директора по УВР СОШ № 7.

выступление, презентация

2) Урок на тему "Музыкальная живопись" по ИЗО и музыке.

презентация

3) Урок на тему "Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии" по английскому языку. И.В. Потапова, учитель иностранного языка СОШ № 7.

технологическая карта изучения темы

4) Урок на тему "Отношение христианина к природе" по ОРКСЭ. Н.Г. Королева, учитель русского языка и литературы СОШ № 7.

конспект урока, презентация

Региональные семинары:

1. "Особенности разработки основной образовательной программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования" 26.11.2012 г.

Секция 1.

1) Основная образовательная программа основного общего образования: «Школа гражданской зрелости». Е.А. Бородай, директор СОШ № 7.

выступление, презентация

2) Преемственность при формировании и развитии УУД в условиях перехода на ступень основного общего образования. Е.Л. Лузина, учитель начальных классов СОШ № 7.

выступление, презентация

3) Преемственность при формировании и развитии УУД в условиях перехода на ступень основного общего образования. Г.Н. Метелкина, учитель математики СОШ № 7.

выступление, презентация

Секция 2.

1) Роль межпредметного школьного методического объединения в реализации междисциплинарных программ. Л.И. Воробьева, зам. директора по УВР СОШ № 7.

выступление, презентация

2) Реализация индивидуального образовательного проекта по предмету «Музыка». Ю.В. Алексюк, учитель музыки СОШ № 7.

выступление, презентация

Секция 3.

1) Стратегия смыслового чтения. Реализации метапредметного курса «Смыслопрактика» в составе основной образовательной программы основного общего образования. К.В. Сапегин, ст. методист МОУ ДПО ИОЦ г.Тутаев, советник ректора ГОАУ ЯО ИР.

презентация, дополнительная информация

2) «Недостающее звено»: идеи и перспективы реализации проекта строительства моста через реку Волга. Лапшин С., Монин И., Волков А., учащиеся СОШ № 7.

презентация

2. «Методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования» 12.12.2012 г.

Программа семинара

1) Реализация системно – деятельностного подхода в образовательном процессе. Л.И. Воробьева, зам. директора по УВР СОШ № 7.

выступление, презентация

Секция 1.

1. Фрагмент урока на тему «Решение текстовых задач». Урок математики. (5 класс). В.Н.Суханова, учитель математики СОШ № 7.

Секция 2.

1. Фрагмент урока на тему «Первое путешествие в театр. Опера». Урок музыки. (5 класс). Ю.В. Алексюк,учитель музыки СОШ № 7.

Секция 3.

1. Фрагмент урока на тему «Второстепенные члены предложения». Урок русского языка. (5 класс). М.В. Сидорова, учитель русского языка и литературы СОШ № 7.

Секция 4.

1. Фрагмент урока на тему «Использование свойств действий при вычислениях». Урок математики. (5 класс). Г.Н. Метелкина, учитель математики СОШ № 7.

презентация к уроку, анализ урока


 

Районный семинар «Система работы по подготовке обучающихся к ГИА по русскому языку» для учителей русского языка и литературы

14 февраля 2013 года в нашей школе состоится Районный практико-ориентированный семинар для учителей русского языка и литературы общеобразовательных школ "Система подготовки к ГИА по русскому языку".
Программа семинара.

 

14  февраля 2013 года  в МОУ СОШ № 7 имени адмирала Ф.Ф.Ушакова прошел муниципальный практический семинар «Система работы по подготовке обучающихся к ГИА по русскому языку» для учителей русского языка и литературы.

На семинаре были рассмотрены важные вопросы об особенностях подготовки обучающихся основной школы к ГИА  по русскому языку, обобщение опыта педагогов школы № 7.

С приветственным словом выступила зам.директора по УВР Воробьева Л.И.: Сегодня задача учителя не столько дать ученику прочные,  хорошие знания, сколько научить учиться, помочь ему в будущем стать социально успешным, а для этого должен измениться не только педагог, но и сам стиль обучения. Необходимо вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалог и самостоятельно получают знания.

Каждым учителем русского языка и литературы нашей школы накоплен определенный опыт в подготовке обучающихся к ГИА: сложились проверенные временем традиции, появляются новые формы работы,  достигаются определенные результаты. Поэтому так важно выявить позитивный опыт, обеспечить его распространение.

Участники и гости семинара посетили школьный музей, посвященный адмиралу Ф.Ф.Ушакову, имя которого с гордостью носит школа. Заведующая музеем Подшиваленко Т.Б. рассказала гостям о роли музея в духовно-нравственном воспитании школьников, о тесном сотрудничестве учителей русского языка и литературы с активом музея, познакомила гостей с творческими работами детей.

В рамках семинара учителями русского языка и литературы были даны открытые уроки  в 9-ых, 6-ом и 5-ом классах,  в ходе которых педагоги представили свой опыт по подготовке обучающихся основной школы к государственной итоговой аттестации.

На открытых уроках учителя использовали современные образовательные технологии, ориентированные на комплексную подготовку школьников к ГИА, способствующие развитию универсальных учебных действий, технологии, в основе которых лежит системно-деятельностный подход.

В общей сложности было представлено пять открытых уроков русского языка.

Следующим этапом семинара было выступление руководителя методического объединения учителей русского языка и литературы школы № 7  Королевой Н.Г. «Система работы учителей русского языка и литературы по подготовке к ГИА по русскому языку», в котором она рассказала о формах  работы методического объединения, каждого учителя-словесника по подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации,  о проблемах и трудностях, неизбежно возникающих на этом пути.

За «круглым столом» состоялось обсуждение и подведение итогов семинара. Участники семинара поделились своими впечатлениями и обменялись мнениями по вопросам подготовки к ГИА, отметили высокий профессионализм учителей, соответствие уроков современным требованиям.

В заключительном слове  зам.директора ИОЦ ДО ТМР Шарова А.Д. нацелила педагогов района  на совместную работу при подготовке обучающихся к экзаменам, выразила искреннюю благодарность от лица всех участников семинара администрации и учителям МОУ СОШ № 7 имени адмирала Ф.Ф.Ушакова.

1. Приветственное слово. Л.И.Воробьева, заместитель директора по учебной части, учитель русского языка и литературы.

2. Посещение школьного музея. Т.Б.Подшиваленко, руководитель школьного музея.

3. Урок русского языка в 9 классе «Обучение сжатому изложению». М.В.Сидорова, учитель русского языка и литературы.

4. Урок русского языка в 9 классе «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему». Н.Г.Королева, учитель русского языка и литературы.

5. Урок русского языка в 9 классе «Тире в бессоюзном сложном предложении». Н.А.Некрасова, учитель русского языка и литературы.

6. Урок русского языка в 6 классе «Обобщение по теме «Деепричастие». Н.А.Смирнова, учитель русского языка и литературы.

7. Урок русского языка в 5 классе «Роль тропов в художественном тексте». Л.И.Воробьева, заместитель директора по учебной части, учитель русского языка и литературы.

8. Презентация работы ШМО учителей русского языка и литературы по подготовке к ГИА. Н.Г.Королева, руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла МОУ СОШ №7, учитель русского языка и литературы.

9. Круглый стол. Обсуждение вопросов семинара.

День открытых дверей

В школе № 7 им. Ф.Ф. Ушакова 30 апреля состоялся семинар «Педагогическая мастерская по итогам введения ФГОС в 5-х классах».

В этот день двери школы действительно были открыты для педагогов всех учебных заведений, которые переходят на ФГОС второго поколения в 5-х классах. Семинар длился около 5 часов, то есть практически весь рабочий день. За это время можно было познакомиться с изменениями в инфраструктуре школы, связанными с введением ФГОС, о которых рассказала директор Бородай Е.А., встретиться со всеми учителями, ведущими занятия в пятых классах, посетить открытые уроки: биологии – учителя Даниловой О.А., ИЗО – Миргаляутдиновой Т.В., географии – Барышевой В.А., английского языка – Потаповой И.В., задать все интересующие вопросы на педагогических консультациях, проводимых Устиновой Г.В. (история, обществознание), Сидоровой М.В. (русский язык, литература), Метелкиной Г.Н. (математика), Талызиной И.Л. После небольшого перерыва психолог Антонова Т.Н. рассказала участникам семинара о психолого-педагогическом сопровождении введения ФГОС ООО.

Несомненно, вся первая часть была весьма информативна и полезна для гостей. Но наибольший интерес педагогов вызвала презентация индивидуального образовательного проекта «Секреты колокольного звона», подготовленная ученицами 5а класса Муралевой М. и Сластухиной К. (руководитель Алексюк Ю.В., учитель музыки). Песня про тутаевские колокола не оставила равнодушными никого из присутствуюших – настолько трогательно пели девочки. Их презентация сопровождалfсь показом уникальных фотографий и голосами колоколов всех видов.

Заместитель директора по воспитательной работе Жеварина Н.А. поделилась своим опытом. Ее выступление «Работа классного руководителя в контексте ФГОС» было очень насыщенным.

Заключительная часть семинара также вызвала живой интерес: пятиклассники показали образовательное событие для обучающихся. Шутки, музыкальные номера детей были встречены аплодисментами гостей и педагогов школы.

Теперь, мы уверены в этом, учителя городских школ увидели, как на деле ведется работа учителей, классных руководителей, психолога, администрации в пятых классах в рамках ФГОС, и поняли специфику этой работы. Это подтвердила при подведении итогов директор ИОЦ ДО ТМР Козина Е.Н., которая провела опрос участников семинара, методист ИОЦ Ягодкина О.К.

Программа семинара

 

Участник конкурса ПНПО 2013. Представление опыта работы педагогическому сообществу учителя Лузиной Е.Л.

 

 

 

 

 

Региональный семинар «Организационная модель персонифицированного оценивания результатов обучающегося НОО и ООО с использованием технологии «портфолио».

                       ФГОС – в надежных руках

   Такую оценку получила работа педколлектива школы № 7 имени адмирала Ф.Ф. Ушакова на прошедшем в ноябре семинаре «Организационная модель персонифицированного оценивания результатов обучающегося НОО и ООО с использованием технологии «портфолио».

  Введение стандартов второго поколения – требование современной жизни. Это уже не раз обсуждалось во всевозможных инстанциях, на всех уровнях. Но до сих пор у многих участников образовательного процесса возникает много вопросов по данной проблеме.

  Педколлектив МОУ СОШ № 7 давно работает над внедрением новых ФГОС и всегда готов поделиться своими наработками с коллегами, проводя семинары и конференции. Тем более что школа №7 является областной площадкой по оцениванию качества образования. В данное время тема оценивания результатов учеников на уроках, которая и была заявлена на данном семинаре, является очень актуальной.

  Перед гостями из Ярославля, Углича, Пошехонья и, разумеется, Тутаева выступила директор школы Е.А. Сапегина, рассказав о традициях школы, заместитель директора Л.И. Воробьева поведала об организационной модели оценивания результатов, заместитель директора Н.В. Москвина  рассказала о системе оценивания результатов в начальной школе. Огромный интерес у гостей вызывали уроки, проведенные И.В. Лапшиной (4 класс), Е.Л. Лузиной (2 класс), О.В. Жихаревой (3 класс) и О.Б. Сальниковой (4 класс), которые показали, как эта работа проводится на практике. Учитель О.А. Шишлина представила портфель достижений учеников за 4 года, в продолжение темы Н.А. Жеварина как классный руководитель показала работы учеников по технологии «портфолио» уже в 5 классе. 

  В заключение был проведен «круглый стол», на котором участники семинара поделились своими впечатлениями о мероприятии, а заместитель директора ЦОиККО Н.Л. Серова подвела итоги семинара, поблагодарив за проведенную работу и сказав, что уверена – «ФГОС – в надежных руках».

 

  

 

 

 

       

 

Нравственный пример для подражания

  Еще один семинар, проведенный 29 ноября в школе №7, был посвящен духовно-нравственному воспитанию школьников на примере изучения жития святого преподобного Сергия Радонежского.

  Как известно, воспитание человека невозможно без духовно-нравственной составляющей. В этой связи формирование российской идентичности является важной частью личностного развития школьника, и обращение к истории национальной культуры становится очень актуальным. А если в пример духовной и нравственной жизни берется житие святого Сергия Радонежского, то переоценить это невозможно.

  Семинар проводился в рамках епархиальных рождественских чтений. В школу № 7 г. Тутаева съехались гости из Рыбинска, Углича, Данилова, Ярославля. Среди них – настоятель Воскресенского собора, иерей Василий Мозяков, председатель ОРОиК Рыбинской епархии, протоиерей Дионисий Растопчин, заместитель директора МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр» г. Тутаева А.Д. Шарова, директор НОУ ПСО «Православная школа» С.Б. Рябчикова.

  Гостей приятно удивило то, что на уроке по основам православной культуры учителя Н.В. Москвиной ученики 4 «А» класса показали хорошие знания жизни св. пр. Сергия Радонежского, рассуждали о жизненных ценностях, добрых делах, которые могут делать и они. Урок сопровождался музыкой и показом слайдов русских храмов, картин природы.

   Много добрых слов было сказано в адрес школы, которая больше10 лет работает в направлении духовно-нравственного развития школьников. «Это очень нужное дело», – отметил настоятель Воскресенского собора, иерей Василий. Работники центров образования, учителя благодарили тутаевских коллег за очень нужное мероприятие.

         

 

 

 

 

 

Программа семинара

Региональный семинар «Индивидуализация образовательного процесса средствами мыследеятельностной педагогики» в рамках региональной инновационной площадки по введению ФГОС основного общего образования состоялся в МОУ СОШ № 7 16 октября 2013 года.

Многочисленным гостям из районов области, института развития образования, ЦОиККО, коллегам из тутаевских школ и местного информационно-образовательного центра была предложена очень интересная и насыщенная программа, основной мыслью которой стал метапредметный подход в образовательной и внеурочной деятельности.

Семинар состоял из трех информационных блоков:

Установочный блок, в рамках которого были представлены три выступления, раскрывающих разные стороны образовательного и воспитательного процесса.

Директор ОУ Сапегина Е.А. рассказала о модели управления образовательными событиями в «Школе гражданской зрелости», обратив особое внимание на то, «что для всех участников образовательного процесса ценностными установками становятся созидательный труд, активная гражданская позиция, ответственность за малую родину, толерантность, следование исконным национальным традициям». Елена Анатольевна отметила, что «основной задачей нашей школы является передача ребёнку способов успешного действия в различных ситуациях, и в целом, усиление деятельностного поля самореализации ребёнка». Именно этот подход  является основополагающим  на уроках и внеурочных занятиях.

Очень заинтересовала коллег «практика сопровождения индивидуальных образовательных проектов в 5-ых классах», алгоритм которой раскрыла заместитель директора по УВР Воробьева Л.И. Лариса Ивановна представила опыт работы педагогов метапредметного объединения, сопровождающих обучающихся 5 и 6 классов в проектной деятельности. Коллеги с интересом познакомились с нашей моделью сопровождения, было задано большое количество вопросов. По-видимому, это связано с тем,  что в каждой школе проектная деятельность реализуется по-разному и вопрос сопровождения ребенка педагогом остается во многом неясным.

Сапегин К.В., старший методист ИОЦ, педагог, преподающий в 5-ых классах метапредметный курс «Смыслопрактика», презентовал новый метапредметный курс для обучающихся 6-ых классов «Школа юных предпринимателей». Была озвучена концепция курса, его содержание, структура, воспитательная и образовательная компоненты, представлены инвариантные элементы занятий.

Следующим этапом семинара стал презентационный блок.

Коллегам были представлены фрагменты и анализ уроков и внеурочных занятий в 5-ых классах:

- урок математики (учитель Суханова В.Н.);

- урок истории (учитель Устинова Г.В.);

- внеурочное занятие по искусству (изо) (учитель Миргаляутдинова Т.В.);

- внеурочное занятие по технологии (учитель Талызина И.Л.).

Ключевым моментом опытно-практического блока семинара стал мастер-класс «Проектирование образовательного события», представленный зам.директора по воспитательной работе Жевариной Н.А. Наталья Александровна подробно рассказала присутствующим о принципах проектирования образовательного события, этапах работы над ним, обратила внимание на отличия образовательного события от коллективного творческого дела и внеклассного мероприятия.

Особенностью данного семинара было то, что весь материал, представленный в этот день, был в рамках одного образовательного события, которое проходило в школе в эти октябрьские дни – дня памяти великого русского адмирала Ф.Ф.Ушакова, чье имя с гордостью  носит наша школа. В этот день вся школа вспоминала русского флотоводца, все уроки и внеурочные занятия были посвящены русскому флоту, Ф.Ф.Ушакову.

На уроке истории школьники, работая с документами, решали загадку рождения адмирала. На уроке математики, изучая действия с десятичными дробями, высчитывали высоту мачт флагманского корабля русской эскадры.  На внеурочном занятии по технологии кроили и шили паруса для фрегатов, а на занятии по изо расписывали их символами Романово-Борисоглабска и конструировали суда русского парусного флота.

     Заключительным этапом дня памяти Ф.Ф.Ушакова стало традиционное  для нашей школы образовательное событие – посвящение первоклассников в юные ушаковцы. Однако этому заключительному аккорду предшествовала огромная подготовительная работа, в которой были задействованы все ученики школы.

Об этом мы создали фильм, где подробно и одновременно коротко рассказали о новом, метапредметном подходе как в учебной, так и внеурочной деятельности. Именно метапредметный подход в образовательной и воспитательной деятельности помогает нам не только дать ребенку конкретные знания и умения, но и  научить действовать в реальных жизненных ситуациях.

 

Зам. директора по УВР                                                                                                                            Л.И.Воробьева.